войти
опубликовать

Николай
Петрович Осипов

Россия • 1861−1917

Биография и информация

Потомственный дворянин Николай Петрович Осипов (1861-1917), один из членов кружка самарских художников, не был уроженцем Самары. Родился он в Тифлисе, стал кадровым военным по примеру своего героического деда, Архипа Осипова, погибшего в 1840 году, но армейская карьера Николая Петровича не привлекала: с детства его неудержимо влекло искусство. Начал с самообразования, а в 1885 году Осипов стал учеником прославленного художника-мариниста, профессора И.К.Айвазовского. Проучившись два года, приступил к самостоятельному творчеству, но во всем подражал учителю, и даже бороду носил такой же формы.

В Самару Осипов приехал в 1892 году. Жил в собственном доме на углу улиц Казанской и Заводской (ныне - Алексея Толстого и Венцека). Был учителем рисования в сельскохозяйственном и коммерческом училищах, имел собственную мастерскую, и всю жизнь фиксировал свои впечатления в альбомах для рисования. "Волга, - писал художник в 1906 году, - на своем протяжении имеет столько дивных картин, не тронутых кистью художника, что одно фотографирование их заняло бы много времени". Волгу в разное время года, в разных состояниях он пишет все прожитые в Самаре годы. Результат - 1500 этюдов и рисунков, 200 из которых экспонировались на выставках самарских художников.

Во время русско-японской войны 1904 года Осипов побывал в Китае и Манчжурии, откуда привез множество работ. Некоторые из них хранятся в коллекции музея, в частности "Вечер в китайской деревне" (1906).

В 1914 году снова попал на фронт, а в 1917-м погиб - война так и не отпустила художника.

В Ростове-на-Дону у его наследников сохранились краски, записные книжки, брошюры с пометками художника и 29 этюдов, созданных с 1888 по 1907 годы: есть среди них виды Самары, Волги, Черного моря, любимые автором корабли, горы. Среди этюдов особенно привлекательны два. На обоих написано море. Один - совершенно в духе Айвазовского: прорвавшиеся из темных, клубящихся туч лучи солнца словно прожекторами освещают волны беспокойного пустынного моря. На втором - бухта со стоящими в ней парусными кораблями. В пейзаже покой и нега: море спокойно, лазурное небо почти безоблачно...

( статья Т.Алексушина "Ученик Айвазовского" Самарский информационный портал)

  • Творческие объединения
  • Учителя