Родился в Киеве. Окончил ИАХ. Академик скульптуры. Жил и преподавал в Киеве. Работал в стиле салонного академизма. Член Киевского товарищества художественных выставок. В Каслях отливалась лишь одна его работа – «Образ Спаса Нерукотворного» (1880-е).
В конце прошлого века одним из популярнейших художников Киева был Академик живописи Афанасий Рокачевский, хороший портретист и основатель общедоступной рисовальной школы. Начинался же жизненный путь этого интересного живописца в нашем городе. Родился Афанасий Ефимович в Рославле в 1830 году в небогатой мещанской семье. Первоначальное образование получил в уездном училище в Рославле, а первые художественные навыки - в частной рисовальной школе в Смоленске.
В 1852 году без всяких средств, надеясь только на свои способности, он отправляется в Петербург, где стал вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств. В музее имеются фотокопии документов из личного дела Рокачевского в Академии художеств, среди них есть и свидетельство, выданное Рославльской Градской думой. Хочется привести его целиком.
Свидетельство
Смоленской губернии из Рославльской Градской думы дано сие Афанасию Ефимову Рокачевскому в том, что Рославльское мещанское общество в собрании бывшее вследствие поданного от него Рокачевского прошения уволило его из своего сословия для беспрепятственного продолжения курса наук в Академии художеств так равно и по окончании оных в службу какую окажется способным, основываясь на таковое увольнение мещанского общества и Градская Дума со стороны своей никакого препятствия не имеет и что он Рокачевский по народной переписи в числе мещан города Рославля написанным состоит на лицо коему ныне от роду причитается 25 лет, в том Градская Дума за надлежащими подписями и приложением казенной печати удостоверяет Августа 10 дня 1855 года.
Учился Афанасий Рокачевский в классе профессора Ф. А. Бруни, исторического живописца, в творчестве которого сочетались элементы классицизма и романтизма. Его картина "Медный змей" пользовалась большой известностью в свое время. В те годы, когда его учеником был Рокачевский, Бруни стоял во главе русского академизма. Направление это было во многом отвлеченным, оторванным от реальной жизни. Академисты идеализировали создаваемые ими образы, выбирали сюжеты далекие от реальности, следовали внешним формам античности. Но надо отдать этому направлению справедливость: оно воспитывало уважение к форме, строгости и отточенности композиции, виртуозности техники.
Нам почти ничего не известно об ученических годах Афанасия Ефимовича. Дошла до нас лишь одна его работа, написанная в это время - портрет друга и земляка, тогда тоже студента Академии Михаила Микешина. Что можно понять, глядя на эту картину? Что молодой художник от природы наделен умением схватить внешний облик и характерные черты модели, а, значит, не случайно избрал в конце концов для себя карьеру портретиста. Что уже приобрел некоторую легкость кисти, но в то же время тщательно прорабатывает детали, а самое главное видно, что художник по-настоящему талантлив.
В 1857 году Рокачевский заканчивает Академию со званием неклассного художника. Аттестат, полученный им, гласит: "Из Императорской Академии художеств вольноприходящему ученику ея Афанасию Рокачевскому в том, что он, во внимание к хорошим познаниям его в живописи портретной, которая доказана написанным им с натуры портретом... удостоен звания неклассного художника... с правом... пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободою и вольностью и вступить в службу, в какую сам, как свободный художник пожелает".
Поскольку в начале жизни А. Рокачевского материальные затруднения в значительной степени ограничивали желания, молодой выпускник Академии возвращается в Рославль, где исполняет заказные портреты земляков. Но попыток добиться в жизни большего не оставляет.
В 1860 году Рокачевский принял участие в Академической выставке. Его "Портрет матери" получил высокую оценку публики и критики. "Русский художественный листок" за 1862 г. отмечал: "Портрет матери" художника Рокачевского А. Е. исполнен очень тщательно и с большим терпением, и надо смело сказать, что кроме этих достоинств еще знание техники искусства и терпение-главные качества хорошего учителя". Журнал "Искусство" № 2 за 1860 г. отмечал на своих страницах, что "Портрет матери" художника А. Рокачевского "прекрасен по оконченности письма и натуральности исполнения".
В этих рецензиях нашли отражение самые характерные черты художника. Афанасий Ефимович не был новатором в искусстве, но его работы были всегда выполнены добротно в лучших академических традициях.
За эту работу он был удостоен звания Академика живописи. В протоколе заседания Совета Академии художеств от 2 сентября 1860 г. говорится: "...1. Определено: во уважение искусства и познаний в художествах, доказанных исполненными работами, по заданным от Академии программам и по другим известным трудам, признать академиками... по живописи исторической и портретной... Афанасия Рокачевского и по гравированию Тараса Шевченко". Сама же работа входит в русскую коллекцию Государственного Эрмитажа.
В 1863 г. вместе с семьей Рокачевский переехал в Киев, где зарабатывал на жизнь выполнением заказных работ и писанием икон. Об этой стороне его деятельности мало что известно. Только несколько отрывочных сведений. Так в отчете Императорской Академии художеств за 1870 - 1871 гг. сказано, что "Академик А. Е. Рокачевский написал образ Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в натуральную величину для часовни в г. Киеве, построенной в память чудесного спасения Государя Императора от угрожавшей опасности и портрет Его величества в рост натуральной величины для Житомирской гимназии".
А вот что писал журнал "Художественные новости" 5 от 1 марта 1883 г., давая обзор художественной жизни города: "В Киеве почти нет художников, и художественные занятия почти повсеместно отсутствуют в публике... Из художников здесь живущих более других выдается Рокачевский А. Е., хороший портретист, которого обстоятельства заставляют заниматься преимущественно заказами для церквей и т. п. Портретов ему приходится писать разве два - три в год. И надо удивляться, как этот человек совсем не погиб в чуждой искусству среде, все еще старается не отстать от современных стремлений и остается еще артистом в душе".
Но хотя времени на настоящее творчество почти не оставалось, Афанасий Ефимович продолжает участвовать своими работами в Академических выставках. В 1869 г. это был портрет И. И. Микешиной, написанный в Рославле и ныне являющийся украшением коллекции Рославльского музея. В 1887 году - портрет академика скульптуры М. А. Чижова. В 1889 году Рокачевский выставил две работы - "Осенние фрукты" и, хранящийся сейчас в Рославльском музее, "Портрет дочери" ("В своем саду").
Рокачевский получил признание в Киеве не только как портретист. Большой его заслугой было то, что при Киево-Печерской лавре им была основана общедоступная рисовальная школа, в которой он был также и преподавателем, передавая свою богатую технику начинающим художникам. По поводу этого события журнал "Пчела" в № 42 за 1876 г. писал в статье "За и против": "Мы, редакция, поместили заявление из Киева об открытии там общедоступной рисовальной школы. Почтенная и даровитая личность академика Афанасия Ефимовича Рокачевского нам известна настолько, что мы с убеждением признаем за ним все данные, которые необходимы преподавателю живописи не только в средних школах, но и в высших специальных заведениях".
"Художественный хроникер" № 6-7, 1887 г. упоминает, что первыми преподавателями общедоступной рисовальной школы были сначала А. Рокачевский, а потом - П. Сорокин.
В собрании Рославльского музея есть несколько рисунков, выполненных учениками этой школы, подписанные А. Е. Рокачевским. Даже по этим работам можно судить о том, что подготовку в школе получали неплохую.
Умер Афанасий Ефимович в январе 1901 г. В некрологе, появившемся в газете "Киевлянин" от 14 января 1901 г. говорилось: "Вчера скончался академик живописи А. Е. Рокачевский. В Киеве он занимался преимущественно портретной и иконописной живописью, и по России разбросано много портретов его работы. Из более известных портретов упоминаем портрет княгини М. К. Тенишевой, профессора Рахманова, графа Бобринского и др. Покойный принимал деятельное участие в работе общедоступной рисовальной школы, преподавал во многих учебных заведениях Киева. Среди знакомых и учеников покойного о нем сохранились самые лучшие воспоминания как о прекрасном и правдивом человеке, не умевшем входить в сделки с совестью и не податливом на компромиссы".
Похоронен А. Е. Рокачевский в ограде Покровского монастыря.
Работы нашего славного земляка хранятся во многих музеях нашей страны: Днепропетровском, Киевском музее русского искусства, Минском художественном музее, в музее "Бородинская панорама", в Смоленском музее и других. Три его полотна имеются в фондах Рославльского музея. Самое раннее из них по времени написания -"Женский портрет" 1862 года. На нем изображена молодая девушка в национальном еврейском наряде. По сведениям, полученным от В. П. Шелаховой, родственницы М. О. Микешина, которая многие годы занималась изучением творческого наследия М. О. Микешина и А. Е. Рокачевского, на портрете изображена дочь Киевского сахарозаводчика Бродского, с которым у Рокачевского были довольно близкие отношения.
Последняя по времени написания картина "В своем саду" 1899 г.- портрет одной из дочерей художника Ариадны. Портрет мастерски написан, художнику удалось передать фактуру ткани, прозрачность винограда и бус, теплоту залитых солнцем волос и кожи. Картина была подарена автором своему другу, тоже художнику, выпускнику Дрезденской Академии Котырло. Тот, в свою очередь, подарил ее своему племяннику Николаю Федоровичу Демкову, а из семьи Демковых работа пришла в наш музей.
Но, бесспорно, лучшим произведением в нашем собрании, и, может быть, одним из лучших во всем творчестве А. Рокачевского является портрет И. И. Микешиной. Портрет этот написан в Рославле в 1869 году, о чем свидетельствует авторская надпись на холсте. Рокачевский дружил с мужем Иульянии Иовишны, и портрет был написан по заказу, когда молодая женщина была смертельно больна. Весной перед Пасхой она, идя в церковь, оступилась в мокрый снег, давая дорогу проезжавшей тройке, промочила ноги, простудилась, а вскоре у нее началась скоротечная чахотка, которая свела ее в могилу за несколько месяцев. Было ей тогда всего 25 лет. По-видимому и такая поистине трагическая судьба, и то, что художник хорошо знал эту женщину, тепло к ней относился, послужило причиной того, что в этом полотне Рокачевский был не просто мастером. Это удивительный по глубине портрет. На фоне грозового неба изображена молодая женщина в синем бархатном платье. Волосы гладко зачесаны и покрыты тонкой сеточкой. Щеки пылают нездоровым румянцем. Выражение лица печально-обреченное, другого слова не подберешь. И весь этот портрет вызывает беспокойное тревожное чувство. Написан он в самом начале творческого пути художника. И остается только пожалеть, что писание заказных, чисто внешних портретов не дало развиться Афанасию Рокачевскому в портретиста-психолога. А задатки, если судить по портрету И. И. Микешиной, были и немалые.
(автор статьи - Корнеенко Н.И.,
старший научный сотрудник Рославльского иторико-художественного музея)