Регистрация
Юрий Петрович Еремин
Россия 1881−1948
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Художественное образование Еремин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В то время многие российские художники дальнейшее свое художественное образование получали в Европе. Побывав во многих странах Европы (Италии, Франции, Германии и др.), Еремин познакомился с последними тенденциями в живописи начала века.

Именно там он увлекается фотографией, которая становится главным делом его жизни. В конце девятнадцатого века в европейской художественной фотографии господствующим стилем становится пикториализм (живописная фотография). Отображая красоту окружающего мира через призму личных переживаний и эмоций, фотограф нередко шел по пути художника-живописца при создании своего произведения. «Считали, что фотография"может стать самостоятельным методом искусства, если только отрешиться от сковавшей ее протокольной объективности и воспользоваться теми же художественными принципами, какие применяются в живописи».

Первые же фотографии Еремина получают награды на международных фотовыставках. Это были фотографии, сделанные в манере художников-импрессионистов. Главное в его работах того периода было не фиксирование события, а создание изображения, вызывающего у зрителя эстетическое наслаждение.

Вступив в 1910 году в Русское Фотографическое общество в Москве, Еремин сближается с фотографами объединения «Молодое искусство», которые были основными проводниками пикториальной фотографии в России. В то время для него фотографический снимок является лишь основой для создания картины. Большое внимание при создании фотографий Еремин уделяет позитивному процессу, освоив в совершенстве многие сложные методы печати, такие как гуммиарабиковая, бромойль и др. Такая печать позволяла фотохудожнику создавать свое произведение настадии позитивного процесса, меняя контрастность изображения, убирая лишние и выделяя основные элементы снимка.

После революции Еремин представляет молодое советское фотоискусство за границей вплоть до начала 30-годов. Его работы получили высокую оценку в Европе и Америке. Творчество Еремина в те годы охватывает почти все жанры художественной фотографии. Живописные пейзажи, цикл работ «Русские усадьбы», портреты, утонченные работы в жанре «Ню» составляют богатейшее художественное наследие мастера. Еремин все чаще отказывается в своем творчестве от сложных методов печати, используя исключительно фотографические приемы при создании снимка.

Наивысшее признание он получил на выставке 1928 г. «Советская фотография за 10 лет», где его работы были награждены Почетным дипломом за «художественность подходов (выбор точки зрения, освещение, общую композицию картины)». С развитием советского репортажа и усилением идеологической направленности советской фотографии Еремин все чаще обвиняется в пропаганде мелкобуржуазных идей в своем творчестве.

Уже в 1929 г. в прессе появляются нападки на фотохудожников: «в какой мещанский идеологический тупик попадают люди, пытающиеся под знаменем «искусств «, «художественности» отмахнуться от служения своими снимками социалистическому строительству».

Бурное развитие жизни требовало новых форм и содержания фотографий. И Еремин пробует себя в фотожурналистике. Он снимает в Самарканде, Бухаре, Хиве, в отдаленных уголках Дагестана, Кабардино-Балкарии и др. Преодолевая технические и организационные трудности во время этих съемок, Еремин создает уникальные портреты, пейзажи, отражает быт народа, фиксирует исторические памятники.

Однако его репортажные съемки не изменили представления о нем, как об одном из лидеров формалистического направления в советской фотографами. В середине 30-х годов в прессе можно было встретить, например, такие высказывания: «При вашей луне, т. Еремин, ни один комсомолец не рискнет целоваться. Ваша луна скорее годится для шабаша ведьм».

На одном цикле работ Еремин следует остановиться особо. Это снимки, которые можно объединить под названием «Старая Москва». В этих работах запечатлен облик Москвы, быстро меняющейся в то время. На его фотографиях запечатлены памятники архитектуры, но не протокольно, в них фотограф присутствует как художник, создавая образ того или иного уголка города или архитектурного ансамбля.

Творческое наследие мастера многогранно. Оно может служить хорошим учебным материалом для современных фотохудожников. Его произведения отражают индивидуальность истинного творца, они по праву должны занимать достойное место в мировой фотографии.

(Автор статьи — Алексей Логинов)

Читать дальше

HELP