• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Иван Петрович Кавалеридзе
Россия 1887−1978
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Кинорежиссер, сценарист, скульптор, нар. арт. Укр. ССР (1969). Учился в Киевском худ. уч-ще (1907−09), петерб. АХ (1909−10), в студии скульптора Н. Аронсона в Париже (1910−11). С 1911 художник на к.-ст. Москвы и Киева, сотрудничал с режиссерами Я. Протазановым, В.Гардиным. С 1928 снимал к.-ф. по собственным сценариям на Одесской к.-ст., в 1934−41 — на Киевской к.-ст. Постановщик к.-ф. «Ливень» (1929), «Перекоп» (1930), «Штурмовые ночи» (1931), «Прометей» (1935), «Стожары» (1939), «Георгий Сковорода» (1958), «Гулящая», 1961 и др. Автор скульптурных памятников княгине Ольге в Киеве (1911), Артему в Бахмуте (1923), Тарасу Шевченко в Полтаве (1925), скульптуры «Богдан Хмельницкий» (1945) и др. работ.

Родился на Украине (хутор Ладанский, ныне село Новопетровцы, Роменский р-н, Сумская область), режиссер, сценарист. Народный артист Украинской ССР (1969). Окончил отделение скульптуры Киевского художественного училища (1909). Учился на скульптурном отделении Петербургской Академии художеств (1909—1910), в Парижской скульптурной мастерской Аронсона (1910—1911). С 1912 — художник-декоратор «Русской золотой серии» кинофирмы П. Тимана и Ф.Рейнгарда. В 1918—1921 — режиссер театра украинской драмы при отделении Наробраза. С 1924 — художественный руководитель скульптурной мастерской в Харькове. В 1944 — с.н.с. Академии архитектуры в Киеве. Сценарист и художник собственных фильмов. Участвовал в создании памятников «Жертвам революции», а также Т. Шевченко в Ромнах, Г. Сковороде в Лохвице, Артему в Артемьевске, княгине Ольге в Киеве и др. Иван Кавалеридзе относится к той редкой породе людей, которых природа щедро наградила талантами. ЮНЕСКО назвала его украинским Микельанджело. Сам Огюст Роден однажды написал на фото его скульптуры: «Это сильно. Виден талант, но нужно работать». Кавалеридзе с конца 20-х предпринимает собственные режиссерские опыты в кино. Они вошли в историю как авангардный эксперимент по нащупыванию специфических пластических основ киноязыка, как уникальная попытка представить фильм своего рода движущейся и драматургически организованной… скульптурой. Сюжеты лент Кавалеридзе неизменно избирал эпические, монументальные уже по материалу: «Ливень» («Офорты к истории гайдаматчины», 1929), «Перекоп» (1930), «Штурмовые ночи» (1931), «Колиивщина» (1933), «Прометей» (1935). Его «Наталка-Полтавка» стала первым фильмом-оперой, которой рукоплескала Америка и Европа.

Читать дальше