войти
опубликовать

Николай
Георгиевич Тихонов

Россия • 1892−1988

Выступление Н.Г.Тихонова на заседании Секции ДПИ МОСХ как участника коллективной выставки 1957 года

В апреле 1957 года в выставочном зале МОСХ на Кузнецком мосту, 11 с большим успехом прошла коллективная выставка трех художников разных поколений П.И Вьюева (1911 года рождения), В.Я.Кулакова (1916 года рождения), Н.Г.Тихонова.
Был издан каталог выставки тиражом 1000 экземпляров. Дедушка представил более
30 пейзажей, натюрмортов и картин, выполненных акварелью, гуашью, темперой, маслом
в период с 1917 по 1956 год. Планировалось экспонировать изделия из дерева и фарфора, включая его новое творение – декоративную вазу «Венок мира». Однако из-за отсутствия места эти предметы, а также несколько полотен показаны не были.
В РГАЛИ в фонде 2943 «МОСХ» хранится стенограмма заседания Секции декоративно-прикладного искусства МОСХ по обсуждению выставки работ этих художников. Вот выступление моего дедушки, Н.Г.Тихонова:
«Если предыдущих выступавших можно назвать молодыми художниками – то я никак
не подхожу под эту категорию – по своим годам – я закончил еще старое Строгановское училище декоративного искусства по специальности росписи в этой области и проработал всю жизнь. Работал по фарфору, по металлу, по дереву, приходилось заниматься и стенной росписью.
С 14 г. до последнего времени работаю преподавателем по композиции. Работать главным образом приходится летом – во время каникул. Как каждому художнику, в какой бы области он ни работал, какого бы профиля он не был, в том числе, декоративно-прикладного искусства, в своей работе ему нужен материал, какие-то наблюдения, ему нужно изучать природу, накапливать впечатления для его творческой работы. Все делается тогда, когда делаешь такие этюдики, которые частично у меня представлены. Сюда на выставку попали главным образом этюды, которыми я занимался в летнее время, в которых старался собрать материал, получить какие-то впечатления, набраться впечатлений от природы.
Какую цель я перед собой ставил. У меня была своя мечта. Я очень люблю цветы, я сам их сажаю, сам развожу и потом пишу. В большинстве – это мои собственные цветы, которые вы здесь видите.
Затем я очень люблю натюрморт, люблю пейзаж. Пейзаж люблю наш – Подмосковный, родной. Хотя у меня есть и тут на выставке этюды времен первой мировой войны – «Лесистые Карпаты» (большой след остался). Но главным образом я занимаюсь цветами. Они
в декоративно-прикладном искусстве имеют большое место для композиций. Я от них многому научился в смысле колорита, сочетания разных цветов. Мне всегда хотелось передать их свежесть, яркость, что очень трудно. Трудно бывает вовремя остановиться, когда работаешь над чем-нибудь. Иногда во время не остановишься и переделаешь, а иногда не доделаешь. Всегда приходится в каждом отдельном случае выбирать именно то, что нужно, уметь во время остановиться, а иногда наоборот – продолжать работу.
Я работаю главным образом гуашь и темперой. Акварелью наиболее трудно. Иногда приходится смешивать вместе акварель и темперу.
Конечно, все эти специальные работы имеют свои недостатки, одни большие, другие меньшие, без недостатков почти не бывает. Когда работаешь – кажется все хорошо, а когда кончил – видишь, что-то не так, другое не так. Здесь товарищи будут выступать и выскажут свое мнение, выскажут свои пожелания, отметят положительные и отрицательные стороны.
Вообще говоря – трудно определить что хорошо, что плохо. В некоторых случаях, кажется это хорошо, а это плохо, а другому как раз наоборот, то, что ты находишь хорошим, он находит плохим и наоборот. В этом отношении товарищи тут откровенно выскажут свое мнение и мы будем им благодарны.
Я так же как мои товарищи, благодарю искусствоведа, который очень, очень много занимался нашими картинами, над тем, чтобы они были хорошо оформлены и здесь на Кузнецком» .