Регистрация
Николай Георгиевич Тихонов
Николай
 Георгиевич Тихонов
Россия 1892−1988
Подписаться0 Отправить cообщение               
Подписаться0 Отправить cообщение               
Биография и информация
 

Николай Георгиевич (Егорович) Тихонов родился 16 октября 1892 г. в сельце Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в семье мещанина г. Калязина Тверской губернии Егора (Георгия) Тихоновича Тихонова (Манкова).
Трудовая деятельность
В 1906 г. поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище (ИСЦХПУ) в I класс и на курсы любителей рисования.
В 1908 — 1916 гг. работал в производственных мастерских ИСЦХПУ и в фирме Оловянишникова.
В 1915 — 1917 гг. преподавал на подготовительном отделении ИСЦХПУ.
В 1916 г. окончил ИСЦХПУ с Дипломом I степени и Золотой медалью по специальности «Художник прикладного искусства» и получил звание «Ученый рисовальщик».
В 1916 г. принят на службу в ИСЦХПУ педагогом преподавателем художественных предметов.
В 1917 г. призывается в царскую армию, оканчивает московское Александровское военное пехотное училище и в звании прапорщика 131 Тираспольского пехотного полка участвует в боевых действиях на Восточном фронте.
В 1918 — 1920 гг. преподавал рисунок и живопись в советских трудовых школах.
В 1919 — 1922 гг. служил в РККА в звании командира взвода на должности прикомандированного военного художника в Высшей школе военной маскировки.
В 1921 — 1927 гг. работал в Кустарном музее по созданию новых образцов изделий из металла, дерева, кожи советской тематики для кустарной промышленности.
В 1922 — 1936 гг. преподавал композицию и художественные предметы в Московском промышленном художественном техникуме им. М. И. Калинина (МПХТ).
В 1922 — 1930 гг. преподавал по совместительству художественные предметы в инструкторской школе МДР.
В 1930 — 1939 гг. преподавал черчение, начертательную геометрию и рисунок в Московском институте инженеров коммунального строительства (МИИКС).
В 1939 — 1941гг. работал старшим преподавателем кафедры керамики в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ).
В 1941 — 1944 гг. добровольно вступает в Красную Армию и в звании капитана служит старшим преподавателем топографии в ОУБР о/с ИВ КА.
В 1944 — 1952 гг. работал старшим преподавателем кафедры керамики в МИПиДИ и в течение года исполнял обязанности декана факультета стекла и пластмасс.
В 1944 — 1952 гг. работал заведующим кафедрой композиции в Московском промышленном художественном училище им. М. И. Калинина (МПХУ).
В 1947 г. получил в ВАК ученое звание доцента по кафедре «Декоративная скульптура» МИПиДИ.
В 1952 — 1956 гг. работал доцентом и заведующим кафедрой композиции на Высшем педагогическом отделении при МПХУ.
В 1956 — 1959 гг. академический пенсионер.
В 1959 — 1967 гг. работал доцентом и заведующим кафедрой композиции в Высшей школе промысловой кооперации (ВШПК).
В 1967 — 1971 гг. работал доцентом и заведующим кафедрой композиции, затем доцентом кафедры композиции в Московском технологическом институте (МТИ).
С1971 г. академический пенсионер.
Творческая и общественная деятельность
В 1913 — 1917 гг. разрабатывал эскизы и проекты росписи, иконостасов и церковной утвари для церкви, сооружаемой по проекту академика архитектуры В. А. Покровского.
В 1914 г. написал первый натюрморт «Букет роз с фарфоровой кружкой на тёмном фоне».
В 1915 — 1917 гг. принимал участие в оформлении помещений нового строящегося здания Брянского вокзала.
В 1918 г. разработал эскизы и сделал росписи агитационных плакатов на Ярославской железной дороге по заданию Агитационного отдела ВЦИК.
В 1919 г. член Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.
В 1919 — 1921 гг. по заданию Отдела агитпарпоездов ВЦИК участвовал в составе бригады «ИЗО-АГИТ» в оформлении агитационно-инструкторских поездов «Красный казак», «Советский Кавказ», имени В. И. Ленина, «Украинский агитпоезд имени В.И.Ленина», «Октябрьская революция», «Красный Восток», имени Якова Свердлова, 2-го поезда «Октябрьская революция» и пароходов «ВЦИК» и «Красная звезда».
В 1920 — 1925 гг. оформлял в составе бригады «ИЗО-АГИТ» народные революционные празднества.
В 1921 — 1923 гг. выполнял работы по оформлению Постоянной Показательной выставки ВСНХ и I-ой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки1923 г. (декоративная роспись павильонов «Текстильный» и «ОЗРА»).
В 1921 — 1923 гг. выполнял для трестов «ЖирКость» и «ТЭЖЭ» рисунки для обложек мыла, пудры и другой косметической продукции.
В 1921 — 1924 гг. выполнял графические работы по иллюстрации детских книг, обложек и плакатов в издательствах «ГиЗ», «Новая Москва», «ЗиФ», «Крестьянская газета», «Кустарь и артель» и «Звезда».
В 1921 — 1927 гг. выполнял графические работы по иллюстрации детских книг «Зеленый мир», «Соха в пословицах и загадках» в издательстве «ГиЗ», «Ребятки на грядках» О. Черняевой в издательстве «ЗиФ», а также рисунки для обложек книг «Огюст Бианки», «Вольтер», «Салтыков-Щедрин» в издательствах «ЗиФ» и «Новая Москва».
В 1922 — 1930 гг. член Ассоциации художников революции (АХР).
С 1923 г. член профсоюза работников искусств (РАБИС).
В 1925 — 1927 гг. разрабатывал эскизы и выполнял роспись павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и угловой башни Киевского (Брянского) вокзала.
В 1925 — 1937 гг. разрабатывал эскизы и выполнял роспись по дереву различных предметов (ковши, братины, подносы, коробки и др.) для Кустарного музея.
В 1936 — 1937 гг. сделал рисунки обложек журнала «Народное творчество» и эскизы росписи по металлу и дереву, резьбы по дереву для НИИ Художественной промышленности (НИИХП) ВСНХ.
В 1936 — 1937 гг. совместно с другими художниками по заказу студии «Мосфильм» разрабатывал эскизы и выполнял роспись рекламных художественных установок для фильмов «Мы из Кронштадта», «Партийный билет», «Цирк», «Чудесница», «Поколение победителей», «Зори Парижа» и «Последняя ночь». Рекламы были установлены на Страстной площади, Страстном монастыре, в метро на станциях «Охотный ряд» и «Комсомольская».
В 1938 — 1939 гг. разрабатывал плакаты и панно-рекламы для организаций «Мосгороформление» и «Торгреклама» Народного Комиссариата торговли.
В 1938 — 1939 гг. разрабатывал эскизы росписи по фарфору ваз, блюд, чайных сервизов для Дмитровской фарфоровой фабрики.
В 1939 г. совместно с другими художниками выполнял работы по росписи павильонов «Лен конопля» и «Свекла» на ВСХВ.
В 1939 г. совместно с другими художниками разработал проект и произвел оформление магазина «Кустари» в Леонтьевском переулке (эскиз росписи плафона и стены против входа).
В 1939 г. сделал проекты для вышитых знамен с портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина для фабрики «Художественное знамя».
С 1945 г. член Союза художников СССР и Художественного фонда Союза ССР.
С 1945 г. член Московской организации Союза советских художников (МОССХ), секция декоративно-прикладного искусства.
В 1947 г. сделал проекты вышитых знамен и вышитого панно на тему «800 лет Москвы» для фабрики «Художественное знамя».
С 1951 г. член Ученого и Художественного советов НИИХП.
В 1951 — 1954 гг. член бюро секции художников декоративно-прикладного искусства и председатель декоративно-прикладной подсекции.
В 1956 — 1957 гг. разработал эскизы и принимал участие в росписи большой декоративной фарфоровой вазы «Венок Мира», посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, а также фарфоровой настенной тарелки-панно с изображением В. И. Ленина (ваза хранится в ВМДПНИ).
В 1956 — 1975 гг. разрабатывал эскизы и выполнял росписи оригинальных чайных сервизов, тарелок блюд и отдельных предметов из фарфора и дерева.
В 1957 г. участник I-го Всероссийского съезда художников.
В 1958 — 1960 гг. председатель Художественного совета Декоративно-прикладного комбината МОССХ.
Участие в выставках
1919 г. XI Государственная выставка «Работы Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности», Москва
1923 г. I-ая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, Москва.
1924 г. 4-я выставка картин группы художников «Жизнь-Творчество», Москва.
1925 г. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, Париж, Франция. Секция СССР. Дипломы, Золотая медаль по классу 9 «Миниатюры из кости» «Изделия из кожи», Бронзовая медаль по классу 16 «Игры и Игрушки».
1927 г. III международная выставка декоративного искусства в Монце, Милан, Италия.
1948 г. Всесоюзная выставка народного и декоративного искусства, Москва.
1957 г. Выставка художников П. И. Вьюева, В. Я. Кулакова, Н. Г. Тихонова, МОССХ, Москва.
1957 г. Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства, посвященная I-му Всероссийскому съезду художников, Москва.
1982 г. Выставка произведений московских художников «50 лет МОСХ 1932 — 1982», Москва.
Научные работы
20-е годы.
Программа по специальному рисованию для инструкторских школ.
30-е годы.
Типовые программы по акварели, рисунку и композиции для профтехшкол.
Программа по рисунку и композиции для МПХТ им. Калинина.
40-е годы.
Программа по композиции для факультета художественной обработки металла МИПиДИ.
50-е годы.
Программа по композиции для Высшего педагогического отделения при МПХУ.
Программа по методике преподавания композиции в средних художественно-промышленных учебных заведениях.
Цикл лекций «Методика ведения композиции для преподавателей».
60-е годы.
Программы курса композиции для специальностей «Живопись миниатюрная по папье-маше и роспись по дереву» и «Живопись миниатюрная в художественных народных промыслах».
Правительственные награды
1945 г. Медали «За доблестный труд» и «За победу над Германией».
1947 г. Медаль «В память 800-летия Москвы».
Скончался 22 октября 1988 г. Покоится на Донском кладбище в Москве.

Читать дальше
Работы понравились
Лена
Ольга Хелберг

Истории о художнике и его работах
Воспоминания Н.Е.Тихонова о работе коллектива художников «Изо-Агит»
«По росписи агитпоездов я начал работать в 1919 г. с коллективом Изо-Агит в железнодорожных мастерских в Мытищах. В коллектив входили разнообразные художники: живописцы, графики, прикладники, бывшие иконописцы. Маркичев М.А. кончил Академию художеств; Герасимов С.В., Пичугин С.И., Поманский Н.Н., Тихонов С.Е. школу Живописи, Ваяния и Зодчества; Бельский А.П., Виноградов В.М., Гущин А.И., Кочергин Н.М., Нивинский И.И., Пашков Н.П., Сапалов Н.И., Тихонов Н.Е. – Строгановское училище; Глазунов А.А., Гусев Т.В. – бывшие иконописцы. Несмотря на это, коллектив под руководством Нивинского И.И., работал дружно. Все помогали друг другу. Эскизы просматривались и обсуждались всем коллективом…
Из выступления устроителя коллективной выставки художников на Кузнецком мосту 1957 года искусствоведа НИИХП В.М.Вишневской
«Тихонова я знаю много лет. … но мы очень плохо знаем своих хороших художников. Я знала его как старшего товарища в институте. Здесь много говорили о нем как о живописце, но никто не сказал о нем сегодня как о педагоге, не сказал слов благодарности за его замечательную работу в этой области. Он много лет работает в Институте промышленности, много сделал для народного декоративного творчества. Все лучшие работы, созданные там, проходят через его руки. Нужно сказать ему большое сердечное спасибо за эту героическую работу в области народного творчества, народного искусства. Об этом будут вспоминать в будущем, как в эти трудные годы небольшая группа сторонников и приверженцев этого дела не…
Почитать все истории
Лента
«По росписи агитпоездов я начал работать в 1919 г. с коллективом Изо-Агит
в железнодорожных мастерских в Мытищах. В коллектив входили разнообразные художники: живописцы, графики, прикладники, бывшие иконописцы. Маркичев М.А. кончил Академию художеств; Герасимов С.В., Пичугин С.И., Поманский Н.Н., Тихонов С.Е. школу Живописи, Ваяния и Зодчества; Бельский А.П., Виноградов В.М., Гущин А.И., Кочергин Н.М., Нивинский И.И., Пашков Н.П., Сапалов Н.И., Тихонов Н.Е. – Строгановское училище; Глазунов А.А., Гусев Т.В. – бывшие иконописцы.
Несмотря на это, коллектив под руководством Нивинского И.И., работал дружно. Все помогали друг другу. Эскизы просматривались и обсуждались всем коллективом, исправлялись перед тем, как представлялись в отдел ВЦИК. Выполненная по эскизам на вагонах роспись, перед сдачей ее комиссии так же коллективно обсуждалась, и вносились поправки в нее.
Замечания и указания по работе каждого художника руководитель Нивинский И.И. всегда делал в корректной, доброжелательной форме. Он следил за тем, чтобы получаемые нами от отдела, порой довольно подробно разработанные сценарии росписи, были выполнены декоративно и художественно, хорошо были видны на расстоянии и были понятны народу. Он допускал и условный, и реалистический подход в изображениях, но чтобы была сохранена целостность решения всего поезда. Сюжетно-тематические росписи чередовались с орнаментальными.
Роспись производилась масляными красками. Вместо палитр были большие железные противни, которые ставили рядом с собой. Многие краски, которыми работали (особенно киноварь красная), быстро выгорали во время рейса поезда. Все красные знамена, по возвращении поезда из рейса, делались грязно-серыми.
Работать приходилось в очень трудных условиях. Тяжелое положение всей страны: голод, разруха. Зимой мастерские не отапливались, температура была в них как на улице. Хотя и получали мы паек, но все равно всегда были полуголодные. Работали в пальто, в валенках и даже в перчатках, когда было очень холодно.
Сроки для выполнения давались очень сжатые. На эскизы примерно неделя, каждому художнику на каждую стенку вагона отдел давал довольно подробно разработанный сценарий того, что и как нужно было изобразить для решения темы. Приходилось всё рисовать от себя и в такие короткие сроки, а в каждую композицию кроме орнаментальных входили фигуры людей, животных, пейзаж. Натурой пользоваться не было возможности. Вполне понятно, что довольно часто в росписи вагонов можно было увидеть недостатки в рисунке: нарушение пропорций и перспективы. Герасимов С.В. добродушно высмеивал такие недостатки.
Когда мы уже расписали все вагоны и осматривали их, С.В. рассказал нам, что недавно видел кошмарный сон: «Все написанные фигуры людей и животных ожили и стали двигаться. У одних людей оказалась очень большая голова, у других одна рука доставала до земли, а другая нормальная и всё в таком роде. «Я проснулся в холодном поту», - закончил он свой рассказ».
Примечание. Воспоминание Н.Г(Е).Тихонова в записи искусствоведа НИИ ТИИ РАХ И.М.Бибиковой приведено в книге «Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда, агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше 1918 – 1932». – Т 1 / Под ред. В.П.Толстого; авт.– сост. И.М.Бибикова, Н.И.Бабурина, Н.И.Левченко. – М.: Изд. дом «Искусство», 2002.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Тихонова я знаю много лет.
… но мы очень плохо знаем своих хороших художников.
Я знала его как старшего товарища в институте. Здесь много говорили о нем как
о живописце, но никто не сказал о нем сегодня как о педагоге, не сказал слов благодарности за его замечательную работу в этой области.
Он много лет работает в Институте промышленности, много сделал для народного декоративного творчества. Все лучшие работы, созданные там, проходят через его руки. Нужно сказать ему большое сердечное спасибо за эту героическую работу в области народного творчества, народного искусства. Об этом будут вспоминать в будущем, как в эти трудные годы небольшая группа сторонников и приверженцев этого дела не оставила эту работу, которая помогала этим мастерам народного творчества, когда они не получали нужного внимания. Поэтому мне хочется от нашего Института, от наших художественных мастеров сказать большое спасибо Н.Г.Тихонову (Аплодисменты).
… такого замечательного человека показали так поздно.
Мы знаем его давно, знаем с разных сторон – и как педагога, и как художника, и как общественного деятеля.
Я сама должна совершенно честно сказать, что по-настоящему я его поняла только, когда увидела как художника. Только тогда я поняла, какой великой души этот человек, внешне иногда сухой, замкнутый, какая теплота кроется за этой внешней сухостью. Много лет мы говорили о художнике станковисте, посмотрите какое эмоциональное воздействие цвета мы видим здесь, которое присуще декоративному творчеству. Посмотрите этот «Букет цветов», как он волнует. Он оказывает на нас эмоциональное воздействие цвета, ритма, всеми качествами, которые приобрел Н. Г.Тихонов, работая в области декоративного искусства».
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 33 работы
Николай Георгиевич Тихонов. Флоксы разных цветов.
1
Флоксы разных цветов.
1954, 58×43 см
Николай Георгиевич Тихонов. Река Дубна.
0
Река Дубна.
1972, 3.2×2.3 см
Николай Георгиевич Тихонов. Берег Волги.
0
Берег Волги.
1930-е , 24×34 см
Николай Георгиевич Тихонов. Натюрморт
0
Натюрморт
1914, 36×50 см
Николай Георгиевич Тихонов. Букет
0
Букет
1914, 58×51 см
Николай Георгиевич Тихонов. Старые Вербилки
0
Старые Вербилки
1914, 21×15 см
Николай Георгиевич Тихонов. Портрет матери Е.И.Тихоновой
0
Портрет матери Е.И.Тихоновой
1917, 20×17 см
Николай Георгиевич Тихонов. Автопортрет. Троицк
0
Автопортрет. Троицк
1917, 25×17 см
Николай Георгиевич Тихонов. Двор зимой
0
Двор зимой
1951, 45×28 см
Посмотреть 33 работы художника
HELP