Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Владимир Николаевич Домогацкий
Владимир Николаевич Домогацкий
Владимир
 Николаевич Домогацкий
Россия 1876−1939
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Засл. деятель искусств РСФСР (1937). Окончил Моск. ун-т, одноврем. занимался в мастерской С. М. Волнухина. С 1904 участник выставок. Один из организаторов и член ОРС (1926−31), в 1926−28 пред. этого об-ва. Преподавал в Моск. худ. ин-те. Скульптурные портреты («Мальчик в шубе», 1904; «Старуха», 1906; «Л.Шестов», 1917; «Д.Байрон», 1919; «Л.Толстой», 1922; «Ленин», 1925; «Пушкин», 1926; «Портрет сына», 1926, «К.Маркс», 1931; «М.Горький», 1937), проекты ряда памятников и надгробий (надгробье А.И.Сумбатова-Южина, 1928) и др. работы.

1876, Одесса — 1939, Москва Детство В. Н. Домогацкого прошло в Швейцарии и на Украине — отец его был украинским помещиком, врачом по профессии. Однако с юношеских лет жизнь будущего скульптора неразрывно связана с Москвой. В Московском университете он получил юридическое образование (1897−1902). Увлекшись скульптурой, Домогацкий стал брать частные уроки у С. М. Волнухина. Позднее пользовался советами художника С. В. Иванова. Несколько раз Домогацкий ездил в Париж, где изучал европейское искусство; в 1901 г. посетил Италию. Особое влияние на его творчество оказали работы П. П. Трубецкого, О. Родена, анималиста Р. Бугатти. В 1907 г. в Париже он увлеченно изучал технику работы в мраморе. В 1908- 1910 гг. преподавал в СХПУ. Домогацкий работал в жанровой, анималистической и портретной скульптуре. Статуэтки в бронзе и гипсе — «Мальчик в шубе» (1904), «Мальчик на лошади» (1904), «Коровы в стаде» (1909), «Телята» (1909) — созданы в русле творческих тенденций Трубецкого и Волнухина. А его работы в мраморе — «Портрет старого актера» (1913), «Владимир Сергеевич Соловьев» (1915), «Девочка Таня» (1916), «Девушка» (1916), «Портрет Льва Шестова» (1917) и другие — обладают пластикой, почерпнутой у Родена. Таким образом, в произведениях Домогацкого русская скульптура имеет немеханический сплав двух различных направленностей. Все работы скульптора камерны по своему характеру, рассчитаны на лирический, неторопливый диалог со зрителем. Став членом МТХ, с 1914 г. Домогацкий участвовал в выставках ТПХВ. Активная творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность скульптора приходится на послереволюционный период. Продолжая работать в области портретного жанра, Домогацкий исполнил портреты В. А. Ватагина (1923), Н. А. Семашко (1924), В. В. Вересаева (1929), К. Маркса (1931). Кроме того, он принимал участие в конкурсах на памятники А. С. Пушкину и М. Горькому (1938), а также трудился над созданием мемориальной скульптуры в духе нового времени: им выполнены надгробия театральным деятелям А. И. Сумбатову-Южину (1928) и А. В. Петрову-Сергееву (1934) на Новодевичьем кладбище в Москве. Как председатель подсекции скульптуры ГАХН, Домогацкий занимался теорией и историей скульптуры, вел экспериментально-исследовательскую работу, связанную с проблемами технологии материала, формы и фактуры в скульптуре, вопросами реставрации. Участвовал в подготовке статей о скульптуре для первого издания Большой Советской Энциклопедии и для Словаря художественной терминологии. Написал ряд теоретических статей, которые остались неопубликованными. В ГТГ заведовал отделом скульптуры; с 1937 г. стал профессором МГХИ.

Читать дальше

HELP