Воспитанник Академии художеств с 1803 г. Получил медали: в 1813 г. – 2 и 1 серебряные; в 1814 г. – 2 серебряную; в 1815 г. – 2 золотую по «проекту здания Сената»; в 1818 г. – 1 золотую. В 1815 г. выпущен с аттестатом 1 степени и оставлен пенсионером при Академии художеств; в 1819 г. отправлен за границу на счет Кабинета Его Императорского Величества, откуда вернулся в 1828 г. В 1830 г. – звание академика за работы: «Проект возобновления храма Фортуны в Пренесте», «Дворец Цезарей на горе Палатинской», «Проект библиотеки и церкви для Академического здания». В 1833 г. избран в профессоры 2 степени за «проект монастыря греческого вероисповедании на 100 человек». В 1843 г. – звание профессора 1 степени. С 1854 г. – ректор по части архитектуры; в том же году – звание заслуженного профессора. Строитель храма Христа Спасителя в Москве (1837-1881 гг.), церкви Благовещения в СПб и других. Во время пребывания за границей был избран академиком Римской Сан-Лукской Академии художеств и удостоен звании профессора Флорентийской Академии художеств.
(Кондаков)
Русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Родился в Петербурге 26 октября (6 ноября) 1794 в семье владельца ювелирной мастерской. В 1803–1815 учился в Академии художеств у А.Н.Воронихина. Направленный в качестве «пенсионера» Академии в Италию, жил в 1819–1828 в Риме, изучая античные памятники и составляя проекты их восстановления. По возращении в Петербург вошел в состав Комитета строений и гидравлических работ.
Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал «русский стиль», ориентирующийся на русско-византийское Средневековье. Этапным в этом смысле явилось строительство церкви святой Екатерины у Калинкина моста в Петербурге (1831), решенной в духе московских крестово-купольных храмов 15–16 вв. Представленный в этот период Николаю I архитектор приступил, по инициативе императора, к главному своему произведению, грандиозному храму Христа Спасителя в Москве, призванному стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 (проект Тона, заменивший отвергнутый проект А.Л.Витберга, был создан в 1831–1832, строительство же началось в 1839, в год 25-летия взятия Парижа и заключения мира с французами). Величественное здание высотою 102 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами (увенчанными такими же, только меньшими, куполами) по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Завершенный в 1883, храм был взорван в 1931 и восстановлен в 1994–1999.
Вторым известнейшим творением Тона явился Большой Кремлевский дворец (1839–1849), возведенный на гребне холма на месте великокняжеских хором. Классицистическая в целом композиция обрела – благодаря целому ряду «древнерусских» деталей (окна с двойными арками, декоративные наличники и кокошники) – органическую связь с окружающими средневековыми постройками; к тому же дворец был соединен с ними переходами. Парадные интерьеры дворца (Георгиевский, Владимирский и другие залы) поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.
По проектам мастерской Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей. Благодаря покровительству двора «тоновский» русско-византийский стиль (закрепленный его альбомом Проекты церквей…, изданным в 1838) стал к середине 19 в. нормативным. Среди других сооружений зодчего особенно значительны: серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831–1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги; и в последнем случае живописно объединенные черты разных стилей – как это всегда бывало у Тона – соединились с продуманной функциональностью общей планировки. Мастер вел также большую преподавательскую работу (в 1854–1871 был ректором Академии художеств).
Умер Тон в Петербурге 25 января (6 февраля) 1881.