войти
опубликовать

Евгений
Николаевич Широков

Россия • родился в 1931

Народный художник СССР (1986). Монументализированные портреты людей труда ("Коксохимик И. Н. Аракелов", 1961), психологически выразительные образы деятелей культуры ("Писатель В. П. Астафьев", 1969, "Актер Е. З. Копелян", 1973).

Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).

Он избирался делегатом четырех съездов Союза художников СССР и РСФСР(1963-1985); много лет являлся членом правления Союза художников РСФСР (с 1973); входил в состав зонального выставкома «Урал социалистический»; более 30 лет возглавлял художественный совет Пермской организации художественного фонда РСФСР.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами, являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его работы с нетерпение ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию у зрителей, художников, искусствоведов. У него были свои постоянные зрители, многочисленные и преданные почитатели.

В Перми Широков оказался первым художником, который своей позицией и творчеством смог заставить и власть, и общество всерьез заговорить об изобразительном искусстве. Среди пермских художников он имеет самое большое количество публикаций в центральной прессе, уже не говоря о местной и региональной.

У Евгения Николаевича есть ученики: с 1993 года он - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Состоялось уже пять выпусков.

Широков ‑ Почетный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999). С полным основанием можно утверждать, что у Широкова счастливая творческая судьба.

Евгений Николаевич родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, двенадцатилетним начал работать на всемирно известном заводе художественного литья. Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей, общение же с искусством привило взгляд на него как на повседневный, обязательный труд, убедительно показало, что красота выходит из усилий работающей руки. Учеба в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной дала необходимые навыки и знания, утвердила в правильности намеченного себе пути. Местом жизни и работы Широков избрал Пермь (1958). Путь к самостоятельному творчеству лежал через усвоение профессиональной школы, опыта традиции, приобретение навыков работы с натурой. Его эволюция видится не столько в развитии, сколько в раскрытии таланта, раскрытии личности в себе, внутреннем обретении себя.

Время в своих полотнах художник отразил и широко, и разносторонне, со взлетами и прозрениями, заблуждениями и молчанием. В художественном наследии автора – монументальные росписи (не сохранившиеся), станковые работы всех жанров: портреты-типы, монументальные портреты - картины, цикл полотен ленинской тематики, серия картин на тему Великой Отечественной войны, пейзажи (всегда уральские), натюрморты. Но свое неповторимое слово он сказал именно в портрете. Портретная концепция Широкова сложилась под воздействием идей и художественного языка так называемого «сурового стиля», одного из наиболее заметных направлений художественных поисков начала «хрущевской оттепели», активно противопоставившее свое творчество официозным явлениям искусства. Среди его лидеров - крупнейшие московские художники- шестидесятники: Н. И. Андронов, В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, Т. Салахов и др. Они активно вели поиски современного героя, утверждали простоту и мужественность.

Яркость социального самоощущения личности, ценность общественно-творческого начала, утверждение высокой этики профессионального труда определят главный нерв портретных композиций Широкова. На какое-то время ведущим становится тип монументального портрета. Его отличает крупный формат, обобщенная манера письма, широкие цветовые планы. Подобный характер живописи выводил образ из «натурных» координат, укрупнял его, придавал символическое звучание. Образы становились знаком масштабных свершений времени.

Портреты представителей творческой интеллигенции поначалу Перми, позднее Свердловска, Москвы, Ленинграда определят основные вехи творческой судьбы Широкова. Среди моделей Широкова - известнейшие личности, лидеры своего времени, определявшие современные пути развития искусства. То же можно сказать о пермских деятелях культуры. Портретный ряд, созданный Широковым, включает образы Д. Б. Кабалевского, Г. А. Товстоногова, Е. З. Копеляна, Е. А. Лебедева, А. А. Миронова, К. Ю. Лаврова, В. А. Тихонова, Ю. А. Друниной, А. Каплера, Н. В. Павловой, Ю. В. Никулина и М. И. Шуйдина, И. М. Смоктуновского, Е. И. Гудина, Л. Чурсиной; из пермских деятелей культуры - Е. В. Гейденрейх, Т. Е. Коваленко, М. В. Тарасовой, Л. И. Мосоловой, М. Б. Подкиной, В. В. Радкевича, Л. П. Сахаровой, Е. А. Панфилова.

Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести «Пастух и пастушка». За этим занятием и изобразил его Широков. Портрет Астафьева стал для автора определенным рубежом, обобщением всего предыдущего опыта, обретением нового качества. Образ Астафьева в широковской интерпретации воспринимается как символ пришедших в активное движение разбуженных сил современности. Портрет был сразу же приобретен в коллекцию Третьяковской галереи. С этими портретами Широков вошел в отечественное искусство. Портретные образы известных деятелей культуры, которым посвятил свои труды и дни Е. Н. Широков- свидетельство интереса автора к проблемам поиска человеком самого себя, своего места в духовной жизни общества. Одной из наиболее востребованной тематической разновидностью портрета почти на десятилетие станет портрет-раздумье. Размышляют Е. Копелян и Г. Товстоногов, Ю. Друнина, и А. Каплер, Т. Коваленко, и Л. Чурсина. Но это не герои размышляют перед художником, а художник выспрашивает героев о продуманном, о сути мира.

Интересна смена во времени интонаций и патетики этих работ. В 1960-е годы портретные образы предстают носителями преобразующей динамичной силы, обязательно предполагающие наличие умного сочувствующего зрителя, втянутого в сотворчество. Перед нами мир мужественный и энергичный. 1970-е годы отличают рационализм, отвлеченность мышления от живой реальности. Создается не столько образ конкретного, неповторимого человека, сколько мысль по поводу него. В 1980-е годы более всего о переменах в общественном умонастроении свидетельствует «Автопортрет» (1983). На смену волевой собранности работ 1960-1970-х годов пришли расслабленность, рефлексия и тревога. Это образ затишья истории, ее усталости.

Особое место в творчестве Широкова занимает портрет-картина «Баллада о художнике. Е. Гудин» (1876). Е. И. Гудин - сокурсник Широкова по свердловскому художественному училищу, известный уральский художник - пейзажист, участник Великой Отечественной войны. Образ, созданный Широковым, наделен множеством ассоциаций. Работник, ратник и творец, потомок Хабарова и Беринга, надежный продолжатель лучших традиций русского пейзажа, особенно одной из них - стремления к правде. Он воплощает собой особый духовный склад и тип личности, вошедший в отечественную историю под именем странника. Странников отличает та свобода духа, которая дается лишь тем, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли. Они легко принимают тяжесть, но во имя жизни высшей.

Странническая душа Гудина умиротворяется сознанием исполнения своего предназначения, радостным ощущением сотворчества с миром. Созданный Широковым образ является образно-пластическим открытием автора.

Уже в перестроечное время, на первом его обнадеживающем взлете, Широков создает своеобразный алтарь Духовно-исторического центра из 40 портретов деятелей отечественной истории, науки, культуры, с которого на нас смотрят великие лики России: А. Рублев, А. Невский, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, С. А. Есенин, Г. К. Жуков, Ю. А. Гагарин и многие другие.

Замечательно точные слова о творчестве Широкова найдены известным критиком и писателем В. Я. Курбатовым: «История русского искусства уже не мыслима без вклада Е. Н. Широкова, где каждое отдельное слово может быть и не громко, но где все вместе - речь, в которой нет ничего неопределенного и расплывчатого, где все неотъемлемо ЕСТЬ».

Творчество Широкова может свидетельствовать о прошедших днях тем, кто придет после нас. Ибо, помимо чисто эстетических и пластических достоинств, его работы содержат в себе волнующий человеческий документ, отпечаток личности их создателя, живущего напряженно и активно. И это большой и достойный уважения дар - не опережать свое время и не отставать от него, а идти с ним вровень, не отклоняясь от его забот. Этим даром природа наградила Е. Н. Широкова в полной мере.

Перейти к биографии