войти
опубликовать

Павел
Алексеевич Пискарев

Россия • 1875−1949

Биография и информация

В коллекции произведений художников Бессарабии конца XIX - начала XX веков Национального Художественного музея видное место занимают полотна, принадлежащие кисти Павла Пискарева, чья деятельность находится у истоков современной молдавской живописи. Искусствовед Полина Коломеец считает, что сложно в нескольких словах определить столь разностороннее творчество этого яркого художника, поскольку он работал в разных жанрах и видах изобразительного искусства. Для нее он представляется реалистическим романтиком: романтик по восприятию природы, но реалист в ее понимании и трактовке.

- Примечательно, - говорит она, - что художник-монументалист и станковист одновременно умело использует характерные признаки величественного в эпических пейзажах и камерного в престольных ликах мадонн с младенцами, что делает его духовно близким Михаилу Врубелю и Виктору Васнецову. Конечно же, творчество этого замечательного художника еще очень мало изучено и хочется надеяться, что его работы наконец-то найдут своего исследователя и П.А.Пискарев предстанет перед зрителями таким же многогранным, каким его знают специалисты.

ИЗ АРХИВА.

"Бессарабское слово" от 1.02.1937 г. Редакция газеты опубликовала письмо настоятеля Вознесенской церкви г.Кишинева протоиерея Иоанна Бивола, в котором он обратился к художнику П.А.Пискареву с такими словами: "Чувствую потребность выразить Вам искреннюю душевную благодарность от своего имени, от имени приходского Совета, ктиторов и прихожан за ту радость, которую Вы нам дали художественною росписью нашей Вознесенской церкви, благодаря которой наш храм ожил и стал украшением города".

Особый интерес, на наш взгляд, представляет деятельность художника в качестве директора-учредителя первой (!) в Кишиневе частной школы художественного ремесла и прикладного искусства, созданной им на базе его же мастерской. Целью этой школы, согласно ее Уставу от 1.03.1907г., было "дать опытных мастеров-ремесленников, распространять художественное образование среди них и способствовать развитию вкуса к изящному искусству во всех слоях общества".

А начиналось все в 1898 году... После окончания Одесской рисовальной школы (в то время там преподавали художники, окончившие Петербургскую академию художеств, К.К.Констанди, А.А.Попов и др.) Павел Пискарев, по приглашению иконостасного мастера Кириллова, приезжает в Кишинев. Здесь в доме Ярославских на углу улиц Александровской (Штефана чел Маре) и Михайловской (Пушкина), он сразу открывает художественную мастерскую, выполняющую всевозможные декоративные работы: картины, копии с картин знаменитых художников, портреты с карточек и натуры, иконы, киоты, иконостасы, чеканку образов, роспись церквей и комнат, планы и сметы иконостасов, проекты и эскизы, росписи стен, потолков, витрин, декораций, мебели, решеток, крестов, памятников. Уже тогда проводились уроки рисования, живописи, скульптуры и выжигания.

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.

Родители П.Пискарева Алексей Логвинович и Анна Алексеевна были крестьянами Калужской губернии Мосальского уезда Луневской волости деревни Давыдово. Желание дать детям образование вынудило главу семейства решиться на смелый шаг - переехать с семьей (четверо детей) в Одессу. Будущему художнику было тогда 5 лет. Его жизненный путь сходен с судьбой многих мастеров изобразительного искусства России, которые, получив художественное образование, плодотворно работали в провинции. Этот гениальный человек прожил интересную, насыщенную событиями жизнь. Умер он в 1949 году в Кишиневе.

Увы, не все работы художника сохранены, не всегда люди и время были к ним благосклонны. Кафедральный собор, находившийся в центре города, а значит, на виду, не смог защитить под своими сводами иконопись и орнамент П.Пискарева. Что-то удалось спасти, отреставрировать. Реставратор Виктор Агапитов, увлеченный творчеством столь одаренного художника, поведал:

- Проявив себя хорошим знатоком иконописи, Пискарев заслужил благосклонное отношение к себе со стороны архиепископа Кишиневского и Хотинского Серафима, который, согласно документам, попросил его выполнить работы по росписи соборов в Болграде, Измаиле, Рени, Белгороде-Днестровском. Позднее, в 20-е-30-е гг., он расписывал церкви в городах Тырговиште и Аккермане, в селах Сынжера и Загоряны. А Вознесенский (ул.Г.Уреке, 58, ниже Центрального рынка) и Кафедральный соборы - это вообще особый разговор! Приятно было работать: очень сильный мастер. Когда реставрируешь таких художников, появляется вдохновение, хочется творить. Мы пробовали что-то делать в его стиле - очень интересно. Как иконописец в таком стиле - он, пожалуй, единственный... Фреска, предназначенная для сосредоточенного, углубленного созерцания, для тихой молитвы, общения с Богом, является в то же время как бы окном в минувшее, через которое можно разглядеть мировоззрение наших предшественников, их эстетические и этические идеалы. Но это возможно лишь при условии, что художник талантлив. А талант П.А.Пискарева признавали даже его современники.

Несмотря на то, что П.А.Пискарев нередко "оставался в тени" как при румынской власти (потому что родом из России), так и при советской (потому что писал иконы), он оставил ярчайший творческий след на земле Молдовы. Живописные работы, исторические картины, портреты, натюрморты в Национальном Художественном музее, а также иконы и фрески Вознесенского собора в Кишинеев свидетельствуют об этом.

(Независимая молдова. 2005-01-14. Автор статьи - Татьяна Добрынина)

  • Творческие объединения
  • Учеба
  • Учителя