войти
опубликовать

Серж
Поляков

Россия • XX век−1969

Биография и информация

Серж Поляков (Сергей Георгиевич Поляков) родился в семье владельца конного завода, был тринадцатым ребенком в семье. Детство провел в Москве и Петербурге, где получил начальное музыкальное образование. В 1919 выехал в Константинополь со своей теткой, известной певицей Анастасией Поляковой. Несколько лет аккомпанировал ей на гитаре во время гастролей по Турции, Болгарии, Германии, Австрии. В 1923 поселился в Париже. Вплоть до конца 1930-х работал в кабаре. В 1929 увлекся искусством, стал посещать занятия в парижских академиях Фрошо и Гранд Шомьер. В 1933–1937 учился в художественной школе Слейда в Лондоне. В 1931 экспонировал свои работы в галерее «Дрюон» и заслужил лестные отзывы прессы. В 1932 выставлялся в салоне Французских художников, в 1935 — в Национальном салоне изящных искусств. В своем творчестве Поляков сначала варьировал академические традиции, находя для картин мотивы в реальной жизни. После 1935 он постепенно двигался от фигуративной живописи к абстракции. Такой путь во многом определило знакомство с В. В. Кандинским в 1937, а также дружба с Соней и Робером Делоне. В 1937 в галерее «Зак» состоялась его персональная выставка. В 1938–1945 с успехом экспонировался в салоне Независимых, Осеннем салоне 1942. В 1945 была организована большая персональная выставка Полякова в галерее «Экстаз». Несмотря на активную выставочную деятельность, сумел полностью отказаться от заработка эстрадного музыканта лишь в 1952, когда заключил долгосрочный контракт с парижской галерей «Бин». Помимо живописи часто обращался к технике коллажа и цветной литографии. В 1957 оформил в абстрактной манере балет «Контрапункт» М. Констана. В 1947 был награжден призом Кандинского. Работы Полякова неоднократно удостаивались наград на международных биеннале: в Италии (1955), Токио (1965), Ментоне (1966, Гран-при). В 1962 принял французское гражданство, став вскоре почетным членом Академии Искусств и Словесности. В том же году получил на биеннале в Венеции собственный зал. В абстрактной живописи Поляков выработал свой узнаваемый стиль: его картины построены на контрастах крупных прихотливо очерченных геометрических цветовых пятен. Художник использовал теплые красновато-желтые, золотистые тона. Придавая большое значение цвету, он стремился создавать собственные краски, особым образом подготавливая и смешивая пигменты, а также уделяя значительное внимание живописным фактурам. Его поздняя живопись 1950-х — 1960-х более монохромна и сдержанна по колориту.

Сын киргизского конезаводчика, учился живописи в Москве, в 1918 покинул Россию, в 1920 прибыл в Константинополь, в 1923 через Софию, Белград, Вену и Берлин добрался до Парижа. Играл на гитаре в парижских кабаре. В 1929 поступил в академию «Гранд Шомьер», в 1935—1937 учился в Лондоне.

Познакомился с В. В. Кандинским, Соней и Робером Делоне, Отто Фрейндлихом, под их влиянием пришел к нефигуративной живописи. Первая персональная выставка состоялась в 1945. В 1947 он был удостоен премии Кандинского. В 1962 работам Полякова был отведен зал на Венецианской Биеннале, в том же году он стал гражданином Франции.

  • Учеба