Закончил КДХИ (1952). Педагоги по профессии - В. Касиян, А. Шовкуненко. Член НСХУ (1983). В альбоме художника остались натурные портреты Леонида Первомайского, Ильи Эренбурга, с которым он встречался в Москве и Доме творчества писателей в Коктебеле, Михаила Светлова, Аркадия Райкина, Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха, Максима Рильского, Мартироса Сарьяна, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко и многих других известных и неизвестных людей, с которыми сводила его жизнь.
Киевского художника Леонида Марковича Туровецкого можно назвать мастером живописного этюда-миниатюры и репортажного рисунка, которые в последние десятилетия почти исчезли из нашего искусства, а между тем определяют едва ли не одну из наиболее привлекательных его традиций — классического «художника с этюдником», влюбленного в природу, ее изменчивую и вечную красоту, «человека с блокнотом», переносящего на бумагу лица, события, встречи, из которых так или иначе складывается жизнь и время. И если неброская красота его живописи дарит зрителям радость узнавания, напоминает об увиденном, то наброски и зарисовки, сложившиеся постепенно в большую серию «Рисунков из путевого альбома», приобретают сегодня некий документально-исторический смысл.
Впрочем, творчество Леонида Марковича, его профессиональная позиция и жизненный путь раскрывают одну из важных страниц отечественного искусства середины ХХ века, к сожалению, обойденную профессиональным и зрительским вниманием. В общественном сознании в последние годы, как известно, прочно закрепилось представление об искусстве «эпохи застоя» как о жестком противостоянии соцреализма и андерграунда, вычеркивая таким образом из его общей картины другие пути и личные позиции. Между тем, в эти годы существовал и довольно большой круг художников, хранящих верность не соцреализму, а реализму отечественного искусства, тому культу природы, который сложился в нем на рубеже ХІХ—ХХ веков, породив широкую традицию пейзажного этюда, всех этих «Зим» и «Весен», «Притихло» и «Вечереет», которые составили подлинное обаяние русской и украинской пейзажной живописи, а вместе с ней — уважения к человеческим чувствам, внимания к жизни в ее простых проявлениях, отразившихся в рисунках. Такие работы в эти годы располагались обычно где-нибудь по углам художественных выставок, оттиснутые помпезностью агрессивных «тематических» картин, однако всегда привлекали зрителя своими правдивыми тихими живыми голосами, обращаясь к его чувствам, переживаниям, воспоминаниям. К такому искусству принадлежит и творчество Туровецкого.
Он родился в 1920 году в Киеве, здесь закончил художественную школу, а в 1952 году — Киевский художественный институт. «Моими учителями были незабвенные Иван Федорович Хворостецкий, Константин Николаевич Елева, Илларион Николаевич Плещинский, академик Василий Ильич Касиян, благодаря им я и стал художником», — говорит Леонид Маркович. Первые работы — это зарисовки соседей на Жилянской улице в Киеве, жанровые сценки в пригороде и скудный быт коммунальных квартир. В 1946 году, студентом первого курса графического факультета он начинает печатать свои рисунки в газете «Колгоспне село», постепенно связав с журнальной и газетной графикой большую часть своей жизни. Может, поэтому, увлеченный кочевой жизнью газетчика, он сначала стал членом Союза журналистов и уже намного позднее, в 1980-м году, зрелым, немолодым человеком — Союза художников Украины… Работа в газете давала ему очень многое — возможность ездить, видеть, встречаться с разными людьми, требовала точности глаза, постоянного внимания к жизни, умения подмечать и фиксировать в изображаемом главное, запоминающееся, а еще — возможность заниматься живописью, то, что называется «для себя», писать по велению души и сохранить в мастерской десятки пейзажей, натюрмортов, небольших жанровых сцен, привлекающих той глубокой непоказной искренностью, честностью, лиризмом, которые составляют суть отечественной реалистической традиции…
Его живописные работы (чаще всего небольшие по размерам) составляют некий «путевой дневник», на листах которого навсегда остановились утро в Гурзуфе, тающий снег под Киевом, жаркий день в Самарканде, яркое лето на Черниговщине, осенние сумерки под Москвой… Больше всего я люблю его «серые» пейзажи: глухие перелески в ненастный день, проселочные дороги с одинокой фигурой какой-нибудь бабы с мешком, заглохшее озеро или вечернее шоссе со старой «победой» на обочине… Они напоминают мне детство, поездки за город и людей, которых уже нет.
«Рисунки из путевого альбома» складывались десятилетиями, когда Леонид Маркович, корреспондент журнала «Огонек», Агентства печати «Новости», «Рабочей газеты» изъездил всю страну, наблюдая ее будни и праздники. Хотя первые рисунки появились раньше, еще в студенческие годы. Так, в 1947-м, студентом, копируя полотно Левитана в Третьяковской галерее, он неожиданно встретился с Борисом Пастернаком. Тогда Леонид Маркович еще не знал его стихов, и разговор завязался вокруг творчества его отца — художника Леонида Пастернака. Рисунок был сделан быстро, и только спустя годы, перечитывая стихи великого поэта, он сожалел, что эта встреча была такой короткой… В альбоме Леонида Марковича остались натурные портреты Леонида Первомайского, Ильи Эренбурга, с которым он встречался в Москве и Доме творчества писателей в Коктебеле, Михаила Светлова, Аркадия Райкина, Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха, Максима Рыльского, Мартироса Сарьяна, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко и многих других известных и неизвестных людей, с которыми сводила его жизнь. Многие из этих рисунков экспонировались на выставках художников-журналистов, постоянным участником которых был Леонид Маркович. Собранные в одном альбоме, они позволяют вместе с художником перелистать страницы прошлых лет, еще раз убеждая в том, как много может сделать скромный человек с блокнотом и карандашом, если он любит жизнь и людей.