Регистрация
Мане Лазаревич Мане-Кац
Мане Лазаревич Мане-Кац
Россия 1894−1962
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Учился в Виленской и Киевской художественных школах, парижских студиях. В 1914 — 1921 жил и работал в Петербурге и Харькове. Учился в Новой художественной мастерской у М. Добужинского. Участник выставок с 1916. Входил в состав авангардистских групп «Группа трех», «Лирень», «Союз семи». В 1921 эмигрировал в Берлин. Жил в Париже. Со второй полвины 40-х гг. — в Израиле. В 1920 — 1930 принимал участие в многочисленных парижских салонах (Тюильри, Осенний, Супернезависимых и др.). В 1938 — 1954 — выставки в Нью-Йорке. Работал в области портрета, натюрморта, пейзажа, жанровой живописи. Работы хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, Художественном музее Иерусалима и др.

[5.6.1894, Кременчуг Полтавской губ. — 8.9.1962, Тель-Авив]. Живописец. М.-К. учился в Виленской худож. школе и Киевском худож. училище; побывал в Париже, где занимался в разных студиях. В 1914 поселился в Петербурге и поступил в Новую худож. мастерскую, в которой учился у М. В. Добужинского.

В 1916 участвовал в выставке «Мир искусства» (портрет пастелью).

В 1918 — 1919 преподавал в Харьковской академии изящных искусств и стал видной фигурой местной литературно-художественной богемы. Дружил с поэтами В. Хлебниковым, Н. Асеевым, художниками В. Ермиловым, В. Бобрицким и др.; входил в авангардистскую «Группу трёх», сотрудничал с группами «Лирень» 135 и «Союз Семи»; участвовал в сборнике-альбоме «Семь плюс Три» (1918); участвовал в 1-й выставке картин «Союза искусств» (открылась 7 мая 1918) и 2-й выставке «Худож. цеха» (январь 1919). По её следам выступил в журнале «Творчество» (1919. № 1. С. 32) с заметкой в материале под общим заглавием «Выставка Художественного цеха в оценке её участников» (автор другой, чрезвычайно комплиментарной по отношению к М.-К. — художник И. Л. Эренбург).

В марте 1919 упоминается органом Художественного цеха журналом «Творчество» среди руководителей Группы рисования Художественного цеха. Принимал участие в оформлении журнала.

Выставлял также в Ростове-на-Дону и Тифлисе.

В 1921 выехал в Берлин, в 1922 перебрался в Париж, в 1928 принял французское подданство. В 1920 — 1930-е много путешествовал по Ближнему Востоку и Южной Европе, в конце 1930-х побывал в Америке, в 1940-х жил в Нью-Йорке, в послевоенные годы поселился в Израиле.

С 1926 выставлял в салонах: Осеннем, Тюильри и Независимых, в 1930-е — в салоне Супернезависимых. Его первые самостоятельные выставки состоялись в парижской галерее Персье (1923 и 1928) и в Брюсселе (1926). В 1930-е ежегодно проводил выставки в разных парижских галереях. В 1938 — 1954 ежегодно выставлял в Нью-Йорке.

В 1927 — 1928 работы М.-К. экспонировались в ряде городов Украины на Всеукраинской юбилейной выставке, посвящённой 10-летию Октября. В 1928 он прислал картины «Мальчик с осликом» и «Мужской портрет» в Москву на выставку Современного французского искусства. А. В. Луначарский отметил психологическую содержательность его работ.

М.-К. подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге картины «Еврейка» (масло, 1927) и «Дворик в Бари. Италия» (темпера, 1936).

Писал портреты, жанровые сцены и пейзажи Франции, Италии, Америки, Ближнего Востока. Большинство его работ связано с еврейской тематикой: пейзажи Палестины, еврейские типы, картины, навеянные иудейской историей и религией («У чудотворца-раввина», «Старый еврей» — 1934, «Пастораль» — 1936, «Скрипач» — 1945, «Молящийся еврей» — 1947, «Процессия» — 1951, «Оркестр» — 1953).

Из рецензий журнала «Арт Ньюс» на американские выставки М.-К. в 1938 и 1963:

«Его живопись бурней, чем у Сутина, и непокорней, чем у Делакруа. Его приёмы неистовы, и краски либо кричат во весь голос, либо водворяют почти невозможную тишину. Он с восхитительной прямотой выражает измученную душу набожного еврея, религиозную горячность и болезненную чувствительность, свойственную его национальности. Как Шагал, он пишет религиозные обряды и ритуальные символы своего народа, однако, без шагаловской светлой и сердечной фантазии, а с тяжеловесной нарочитостью, не всегда близкой зрителю по духу».

«Он был человеком неуёмной энергии и излучал теплоту — качество, проходящее через всё его творчество. Вопреки долгой жизни в Париже между разъездами повсюду он придерживался образов пастушеской библейской жизни, близкой к земле, которая связывалась для него с древним еврейским прошлым. В работах последних лет не иссякает поток бурного импасто и, если хотите, присутствует цветовое преувеличение. Он близок к Шагалу в ностальгическом ощущении еврейской мудрости, но вездесущие скрипачи его еврейских свадеб стоят ногами на земле; предметы опоэтизированы неугомонной цветистостью Мане-Каца».

М.-К. представлен во многих музеях мира, в том числе в Люксембургском в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке, Худож. музее Иерусалима.

Репродукции: Семь плюс Три (см.)

2 работы (Interieur; [назв. не уст.] 136) // Творчество. 1919. № 1. Отд. л. между с. 26/27

Портрет Т. Чурилина (рис.); Портрет г. Р. (пастель) // Творчество. 1919. № 2. Отд. л. между с. 26/27

Портрет Е. Ланна; Портрет П. И. Ильина // Творчество. 1919. № 2. Отд. л. между с. 32/33

Заставка: «Еврейские музыканты» [3 рис.: флейтист, скрипач, барабанщик] // Творчество. 1919. № 5 — 6 (июнь-июль). С. 13

4 работы: портрет; портрет; рис. (фигура в полн. рост, изобр. молодого крест. в полушубке) и пейзаж // Творчество. 1919. № 5 — 6 (июнь-июль). Отд. л. между с. 16/17.

Лит.: М. Кин. Художественная выставка «Союза искусств» // Колосья (Харьков). 1918. № 2 — 3. С. 22

Выставка Художественного цеха в оценке её участников. 1. И. Л. Эренбург. 2. Мане-Кац // Творчество. 1919. № 1. С. 30 — 32

Художественный цех // Творчество. 1919. № 2 (март). 3-я с. обл.

ХРЭ — с указанием источников:

СФИ 28, 64; Булгаков, 39; Москва — Париж, 38; Ed.-J., 2/431; Vollmer, 3/312; Benezit, 5/744; P haidon, 235 — 236; AI 2/777, 3/856, 4/733, 5/531, 6/683 — 684, 7/780, 8/776, 9/542, 12/566, 13/573, 14/619, 16/349, 19/587, 21/579, 25/492

И. Грабарь. Выставка современного французского искусства // Красная панорама. 1928. № 46. С. 12

А. Н. Бенуа размышляет… — М., 1968. С. 18, 267; В. Милашевский. Вчера, позавчера… — Л., 1972, С. 116; 3. Фогель. Василий Ермилов. — М., 1975, С. 16; К. А. Сомов. Письма… — М., 1979. С. 151, 545; Р. Р. Фальк. Беседы об искусстве… — М., 1981. С. 91, 98; А. В. Луначарский. Об искусстве. — М., 1982. Т. 1. С. 363, 381; Н. В. Яворская. Из истории советского искусствознания… — М., 1988. С. 251; Mane-Katz. 1924 — 1928. Exposition. (Cat.). Gal. Percier, Paris, 1928; J. М. Aimot. Mane-Katz // Renaissance. V. 17. 1934 Mr. P. 6 4 a. Art News. V. 36, 1938 Ар. 16. P. 15; V. 62, 1963 Ар. P. 14.

Читать дальше

HELP