Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Иван Алексеевич Ерменев
Иван Алексеевич Ерменев
Иван
 Алексеевич Ерменев
Россия 1749−1797
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

1749, Петербург — 1790-е, там же «Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой, досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических сведений, да еще таких скудных», — писал А. Н. Савинов, автор единственной монографии о художнике (1982). С того времени ничего не изменилось. Не обнаружены новые документы. Не увеличился список его работ, состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о художнике известно немногое. В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев окончил Петербургскую А. Х. Здесь он занимался в архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, а завершил обучение в живописном классе С. Торелли, прославившегося своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью барочного стиля. В 1763 г. получил малую серебряную медаль; в 1767 г. аттестат 3 степени и 2 золотую медаль за программу «О заключении мира российским князем Олегом с греческими царями Львом и Александром перед стенами Константинопольскими». Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам композициях-аллегориях «На бракосочетание цесаревича Павла Петровича и Наталии Алексеевны» (1773) и «Благоденствие России» (1774). Однако самой значительной работой художника, обеспечившей ему почетное место в истории русского искусства, стала серия из 8 акварелей «Нищие». Относительно ее датировки у специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия выполнена в период от середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда художника в Париж. Шесть листов изображают одетых в лохмотья слепых стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие, как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на фоне низкого горизонта. Две другие акварели — «Поющие слепцы» и особенно «Крестьяне за обедом» — отличает жанровое решение темы, сближающее их с работами современника Ерменева — живописца М. Шибанова. Однако никому из русских художников ни до ни после Ерменева не удалось показать человеческие страдания в эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом, как это сделал он. Весной 1775 г. имя Ерменева значится в списках допущенных к занятиям в классах парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до 1788 г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько рисунков. «Жанровая сцена. Мужчина у стола» и «Аллегория» датированы самим художником: «1788 г.». Более ранние датировки трех других рисунков предложены А. Н. Савиновым: «Христос среди учителей», «Милосердный самаритянин» (оба второй половины 1770-х — начала 1780-х гг.), «Поклонение пастухов» (не позднее января 1781 г.). Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому направлению того времени. Они выполнены в традициях французской академической школы. Тем большее значение приобретают рисунки, относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в Париже и свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном представлена бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого художника. Другой рисунок в аллегорической форме передает тяжелую и смутную атмосферу ожидания надвигающихся грозных событий. Ерменев вынужден был покинуть Францию накануне революционных потрясений. О последнем, петербургском периоде жизни художника почти ничего не известно. Не сохранилось ни одного произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и даты его смерти.

Читать дальше

HELP