В. Ф. Тимм родился в семье рижского бургомистра.
В 1835 – 39 годах учился в Петербургской Академии художеств у баталиста А. И. Зауервейда и в 1939 году получил серебряную медаль первой степени за картины исторического жанра на тему войны 1812 – 1814 годов.
Тимм посетил Германию и Венгрию, и в предь жил в Петербурге.
В 1844 году художник совершил поездку в Париж, где учился у Ораса Эмиля Жана Верне. В 1845 году вместе с О. Верне совершил поездку в Алжир, где рисовал много рисунков и эскизов на тему жизни местных жителей. В 1848 году он вернулся в Петербург, а в 1849 году побывал на Кавказе.
Собраный материал наталкнул его на идею выпускать «Русский художественный листок» - издание, выходившее с 1851 по 1862 года три раза в месяц и принесшее Тимму популярность. Его состовляли в основном литографированные картинки на разные актуальные темы. Он обходился собственными силами и только изредка привлекал других художников.
В 1854 году, в разгар Крымской войны, он побывал в Севастополе и сделал там зарисовки, которые вошли в журнал и в 1855 году за эти работы он получил знание профессора батальной живописи Петербургской Академии художеств. В конце 1862 года издание прекратилось, так как у Тимма ухудшилось зрение.
В 1867 году В. Ф. Тимм переехал в Берлин, где работал как художник – керамист и живописец. В 1876 году он начал работать в фарфорной мануфактуре Берлина и получил звание профессора Прусской Академии художеств.
Он исполнял заказы Росийского высшего общества. Работая над илюстрациями книг, Тимм способствовал введению и развитию литографии в России. Лето художник часто проводил в Латвии, где писал акварели.
В начале 20 века его вдова Эмилия Тимм передала его наследство Рижскому городскому музею искусств, где в 1906 году была устроена памятная выставка. Э. Тимм также завещала городу Рига проценты от капитала 20000 рублей, чтобы создать стипендию Тимма. В 1907 – 14 годах стипендия была вручена молодым художникам Риги для учебы за границей.
В. Ф. Тимма щитают русским живописцем и графиком. Он занимался батальной, жанровой, пейзажной живописью, и прославился главным образом рисунками – иллюстрациями и литографиями на темы повседневной жизни горожан.
Литература:
1) Русские художники XVIII – XX веков. Авт. – сост. В. Д. Соловьев – Днепропетровск, 1996.
2) Русские художники: Энциклопедический словарь – Санкт – Петербург, 2000.
3) Māksla un arhitektūra biogrāfijās. Atb. red. A. Vanaga – Rīga, 2000 – 3. sēj.
Георг-Вильгельм (Василий Федорович) Тимм, сын рижского бургомистра, часто подписывавший свои произведения "Вася Тимм", родился в местечке Зоргенфрей близ Риги 9 июня 1820 года.
Получив первоначальное образование в Биркенруской гимназии, в 1835 году он поступил вольноприходящим в Академию художеств, где учился у Зауервейда. Через два года за картину, изображающую группу уланов, был удостоен серебряной медали второй степени. В 1839 году окончил Академию со званием художника 14-го класса, и за успехи в батальной живописи награжден серебряной медалью первой степени.
В течение ряда лет В.Ф.Тимм жил в Париже, Алжире, на Кавказе, в Севастополе и в Москве. Пребывание на Кавказе вдохновило его знаменитый "Русский Художественный Листок", который он начал издавать в 1851 году по возвращении в Петербург.
Принимал участие в иллюстрации множества изданий. Отличаясь тонкой наблюдательностью и замечательной энергией, он неутомимо заносил в свой альбом все то, что привлекало его внимание - и бытовые типы, и всякого рода события, начиная от захмелевшего мужичка и мелких подробностей будничной жизни, кончая портретами выдающихся современников, театральными представлениями, торжествами, церемониями и праздниками. Целью его было, как говорил он сам в предисловии к "Русскому Художественному Листку", "изображение всего замечательного в России, всего близкого русскому сердцу, всего драгоценного для русской жизни, с исключением всего иностранного, не касающегося России". Его произведения - самая интересная и разнообразная живописная хроника русской общественной жизни 40-х-50-х годов XIX века.
Тимм был прирожденный рисовальщик или, как их иногда называли в 1840-х годах - "карандашист". Отдавшись всецело своему призванию, он остался верен ему до конца жизни.
В начале своей художественной деятельности (1840-1844) он проявил склонность к сатирическому изображению окружающего быта и создал целый ряд произведений, дающих возможность отвести ему в истории русской карикатуры почетное место. Критический анализ Тимма - это не карающий бич сатиры, занесенный над общественными язвами, и даже не едкая насмешка. Это мягкая, быть может, слишком мягкая ирония. Типы Тимма - флиртующие франты и франтихи 1840-х годов, с преувеличенной округлостью жестов, обманутые мужья, переносящие свой позор со слишком веселой беззаботностью, попавшийся неудачно волокита, смешной балетоман с громадным лорнетом, тема наивных и беспечных зевак. Это простое, бесхитростное изображение действительности, или, хотя и шарж, но совершенно невинного свойства.
Особого сборника его карикатур не существует. Тимм был по преимуществу иллюстратором, и все его работы разбросаны по современным ему изданиям.
Более поздний период - 1851-1862 гг. всецело посвящен изданию "Русского Художественного Листка", носящего характер бытовой летописи или простого и бесхитростного жанра, не задающегося никакими другими целями, кроме добросовестной и верной передачи воспринимаемых им впечатлений вне всякого критического их анализа.
"Русский Художественный Листок" - великолепное издание. Рисунки выходили по одному листу три раза в месяц. Целью этого издания, как говорил Тимм, было "передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленнных, снятых с натуры - словом быть художественною летописью России."
В 1862 году в связи с болезнью Тимм приостановил издание листка. В 1867 году он уехал в Берлин и более в Россию не возвращался.
Г.-В. Тимм умер в Берлине 7 апреля 1895 года.