Регистрация
Елена  (Элеонора) Генриховна Гуро (Нотенберг)
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (Нотенберг)
Россия 1877−1913
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Библиография:

1. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск. 2003. С. 102 — 104

2. Усенко Л. Русский импрессионизм и Елена Гуро // Гуро Е. Небесные верблюжата. Ростов-на-Дону. 1993

3. Бобринская Е. Натурфилосовские мотивы в творчестве Елены Гуро // Вопросы искусствознания. Вып. 2. 1997

4. Повелихина А. (автор-составитель). Елена Гуро. Поэт и художник. Каталог выставки. Санкт-Петербург. 1994

5. Синявский А. Краткая литературная энциклопедия. Т.2. Москва. 1964. С. 453

6. Хлебников В. Неизданные произведения. Москва. 1940. С. 363 — 365

7. Харджиев Н. Заметки о Маяковском (Маяковский и Елена Гуро) // Литературное наследие.

Т. 65. Москва. 1958

8. Матюшина О. Негасимые искры. Автобиографическая повесть. Ленинград. 1960

9. Ковтун Е. Елена Гуро. Поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1976. Москва. 1977

10. Соловьёв В. Д. (автор-составитель). Русские художники ХVIII — XX веков. Справочник. Днепропетровск. Пороги. 1996

В истории русского авангарда нет другого такого художника, для которого литература, поэзия и живопись были бы так неотторжимо слиты, как это было у Е. Г. Гуро. О ней нельзя говорить только как о художнике или как о поэте, авторе дневников или же катализаторе художественных идей. Она не создала системы или школы, не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции по крайней мере двух художественных группировок — «Союза молодежи» и «Гилей».

Тринадцати лет Гуро поступила в Рисовальную школу при ОПХ в Петербурге. В 1903−05 гг. посещала студию художника импрессионистического толка Я. Ф. Ционглинского. Там она познакомилась с талантливым музыкантом и живописцем, а впоследствии и теоретиком искусства М. В. Матюшиным, ставшим вскоре ее другом и единомышленником. В 1906−07 гг. они вместе посещают художественную школу Е. Н. Званцевой (располагавшуюся в том же петербургском доме, что и знаменитая «башня» поэта Вяч. И. Иванова), где преподавали такие мастера модерна, как М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.

Истоки творчества Гуро можно найти и в символизме В. Э. Борисова-Мусатова и М. А. Врубеля, которых она глубоко почитала. Стоит выделить несколько периодов в творчестве художницы, определяемых направлениями ее исканий: до 1906 г. — ученичество, впитывание и переосмысление импрессионизма, «мирискуснической» стилистики (оформление совместно с Н. Любавиной книги «Шарманка»); 1906−07 гг. — символические стилизации («Рост и движерезультат или делание.

Она возвела этюдность, незавершенность, фрагментарность в ранг самостоятельных качеств, присущих творческому акту, а значит, и плоду его — произведению. Гуро делала сначала этюд общей формы, например дерева или кошки, часто сразу кистью, одновременно следя за изменчивостью натуры во времени и стилизуя ее, то есть приближаясь к сути объекта. Затем изображала часть объекта: ствол дерева или голову кошки, стараясь не потерять характерности целого. И наконец, фрагмент — кора дерева, лапа кошки, — в котором, как в семени, сохранялось все дерево или животное.

Для живописи Гуро характерны светлые, прозрачные тона. Так, об одном из ее портретов Вяч. Иванов сказал, что здесь дано «новое Я, абсолютно проницаемое для света». Работая красками, Гуро занялась поисками соотносимости звуков с цветом и цвета с музыкой.

Одновременно с картинами, этюдами, иллюстрациями Гуро создавала стихи, пьесы, вела дневниковые записи. Последние, являясь своеобразным словесным подстрочником ее живописи, поэзии и жизни души, обладают совершенно самостоятельной литературной ценностью. Слово, линия, цвет, музыка — соприродны, утверждает Гуро, ибо имеют общий исток и соединяются вновь в интуитивном прозрении. В 1909 г. Гуро и Матюшин основали в Петербурге издательство «Журавль» и в этом же году стали инициаторами создания общества художников «Союз молодежи» — одной из основных новаторских группировок русского авангарда. Авторитет «проповедника нового» имела Гуро и у поэтов группы «Гилея» В. Хлебникова и А. Е. Крученых.

Читать дальше

HELP