Судьба Веры Николаевны Пшесецкой, или Руны (1879- 1945/46), единственной женщины в "Амаравелле", наименее известна. Она была актрисой, писала стихи, любила живопись. Другие подробности дают воспоминания Б.А.Смирнова-Русецкого: "Из всех моих друзей у Руны наиболее туманная биография. Она очень неохотно говорила о себе. Происходила она из курляндского рода фон Мантейфель. Руна - ее сценический псевдоним: в молодые годы она ушла из семьи, чтобы стать актрисой. Какое-то время была связана с Художественным театром, однажды мы видели, как в антракте одного из спектаклей МХАТа с нею беседовал В. Немирович-Данченко... Молодость ее прошла в Петербурге; вероятно, к поре ее петербургской молодости относится и ее недолгий брак с П.Успенским - автором книг "Четвертое измерение" и "Символы Таро"... В Петербурге она участвовала в теософических кружках. Руна стала духовным центром всей нашей группы. Она объединяла нас, заражала своей энергией, умела сгладить возникавшие противоречия. Мне всегда казалось, что Руна еще до революции встречалась с Н.Рерихом. Она много больше нас знала о его мировоззрении и внутренней жизни. Одно время она была где-то на Востоке, возможно, в Китае. Так или иначе, тогда как мы знали только Рериха-художника, она уже знала его как Учителя".* Вера Николаевна очень много значила в жизни каждого из художников, которых она ярко и своеобразно запечатлела на своих портретах (на нашей выставке представлен портрет А.Сардана ее кисти, созданный в 1920-е годы). Ее художественное наследие, кроме пяти портретов, практически все погибло. И сама она умерла в ссылке в Архангельской области в 1945 или 1946 году.
(Донецкий Рериховский Вестник)