войти
опубликовать

Георгий
Богданович Якулов

Россия • 1884−1928

Русский живописец, график, театральный художник с обостренным чувством декоративности цвета, романтичесой экспрессии, тягой к восточной экзотике и фантастике. Родом из армянской семьи в Тифлисе. Учился в Москве. Был близок художникам «Голубой Розы», Н. Сапунову, С. Судейкину. Был членом «Союза русских художников». Увлекался французским симультанизмом и итальянским футуризмом, но родным для Якулова было искусство Востока. Особенно привлекал его красочный стиль персидской миниатюры.

В 1918—1919 гг. Якулов преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1920—1921 гг. изобретательно оформлял спектакли А. Таирова в Москве, в 1927 г. — С. Дягилева в Париже (см. «Русские Балетные Сезоны в Париже». В последние годы работал в Ереване.

Г. Б. Якулов родился в Тифлисе в семье адвоката. После смерти отца семья Якуловых в 1893 г. переехала в Москву. Шесть лет будущий художник провел в стенах Лазаревского института восточных языков, а в 1901 г. поступил в МУЖВЗ, однако через два года был отчислен и вскоре призван в армию. Служил на Кавказе, участвовал в русско-японской войне.

По возвращении из Манчжурии на выставке Московского товарищества художников в 1906 г. Якулов показал свою картину "Скачки". Она имела успех. В этом и других произведениях Якулова, отличавшихся богатым колоритом, отражались ритмы современности, оживала жизнь городских улиц и кафе. В 1906-07 гг. художник разработал собственную теорию света и происхождения стилей в искусстве, получившую название "Теория разноцветных солнц". Знакомство Якулова в 1913 г. с Р. и С. Делоне в Париже показало, что его поиски шли в русле исканий современных европейских художников.

В 1910-х гг. художник обратился к прикладному искусству. Он оформлял балы и творческие вечера, интерьеры кабаре и художественных выставок. Вместе с В. Э. Мейерхольдом Якулов создал кафе "Питтореск" в Москве - "конструктивный мюзик-холл", как называли его современники; украшал московское кафе поэтов "Стойло Пегаса". К этому времени относится начало его дружбы с С. А. Есениным и поэтами-имажинистами.

В 1918 г. талант Якулова-декоратора в полной мере раскрылся на театральной сцене. Он стал художником Московского Камерного театра, осуществившего с его помощью свои лучшие постановки: "Принцесса Брам-билла" Э.-Т.-А. Гофмана и "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока. Буйная фантазия Якулова, удачное использование им опыта конструктивизма сделали его одним из самых ярких театральных деятелей тех лет. В самом начале 20-х гг. он возглавлял мастерскую театрально-декорационной живописи Вхутемаса. Не оставлял Якулов и своих занятий живописью, к 1920 г. относится написанный им "Портрет А. Г. Коонен".

На состоявшейся в 1925 г. в Париже Всемирной художественно-промышленной выставке за оформление спектакля "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока в Камерном театре и за проект памятника 26 бакинским комиссарам, разработанный совместно с архитектором В. В. Щуко в 1923 г., Якулов получил Почетный диплом. Тогда же С. П. Дягилев предложил художнику оформить балет "Стальной скок" на музыку С. С. Прокофьева. Эта постановка была осуществлена в 1927 г., причем художник являлся и автором либретто. Балет с успехом шел в Париже, Лондоне и Риме. В эти годы Якулов продолжал работать для театров Москвы, Эривани и Тифлиса.

Умер художник в самом расцвете творческих сил в Москве. В 1967 г., почти через сорок лет после его смерти, в Париже по инициативе армянских художников и супругов Делоне было организовано "Общество друзей Г. Яку-лова", которое поставило себе целью возвратить на родину произведения художника, оказавшиеся за рубежом.

Перейти к биографии