Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.
Андрея Соларио был самым талантливым миланским учеником Леонардо да Винчи. Он овладел многими приемами живописи великого мастера, но не смог освоить то, что Леонардо называл самым трудным в живописи: умение в жестах "передавать движение мысли". Вместе с тем в работах Соларио нет плагиата, его творчество - переживание уроков Леонардо, порой преувеличенно эмоциональное, даже нервное, оно открыло начало новому взгляду на живопись, который получил свое развитие в XIX в. "Мадонна с зеленой подушкой" - произведение, исполненное в тот период, когда Соларио работал во Франции и его успех при Дворе был очевиден.
Итальянский художник. Соларио принадлежал к семье известных миланских художников и ремесленников, работавших в Ломбардии, Венеции и Риме. В молодости, вместе со старшим братом скульптором Кристофоро, по прозвищу Гоббо, он работал в Венеции, где в 1495 написал "Мадонну с младенцем и двумя святыми" для ц. Сан-Пьетро в Мурано (ныне - Милан, пинакотека Брера). Исполненное в духе Антонелло да Мессина, это произведение напоминает также работы раннего Дюрера, что заметно также и в следующей по времени "Мадонне с гвоздиками" (там же). На рубеже столетий Соларио создал серию удивительных портретов ("Портрет дворянина", Бостон, Музей изящных искусств; "Портрет дворянина с гвоздикой", Лондон, Нац. гал.; портрет Кристофоро Лонгони, 1505, там же), в которых влияние Дюрера сочетается с влиянием Леонардо и живописи Умбрии и Феррары, результатом чего стало искусство, напоминающее раннего Лот-то. В эклектичном "Распятии" (1503, Париж, Лувр) перемешаны черты живописи Умбрии, Феррары и Кремоны, а в "Благовещении" (1506, там же) свободное, но исключительно индивидуальное обращение к приемам Леонардо придает картине почти нидерландскую воздушность и прозрачность. Связь Соларио с леонардовским кругом в Милане совпала с его путешествием во Францию в 1507. Фрески в замке Гайон не сохранились, но от его пребывания во Франции остались "Мадонна с зеленой подушкой", дар кардинала Амбуазского францисканцам из Блуа (Париж, Лувр), "Пьета", написанная для него же (там же) и "Голова Иоанна Крестителя" (1507, там же), положившая начало одной из наиболее удачных "серий" Соларио, написанной в характерной северной манере и известной по многочисленным оригинальным картинам, репликам и копиям ("Есее homo", "Несение креста", "Саломея с головой Иоанна Крестителя"). Согласно недавней гипотезе, Соларио, возможно, оказал влияние на ранние портреты Жана Клуэ. Бесспорно, что по возвращении из Франции в 1510 качество его больших религиозных композиций заметно ослабело и свидетельствует о знании художником римской живописи ("Пьета", Вашингтон, Нац. гал.; более позднее и незавершенное "Успение Марии", Павия, Чертоза). Напротив, портреты сохраняют высокий уровень ("Дама с лютней", Рим, Нац. гал., галерея Барберини); в некоторых из них Соларио словно соперничает с Гольбейном.