войти
опубликовать

Андреа
Соларио

Италия • 1460−1522

Андрея Соларио был самым талантливым миланским учеником Леонардо да Винчи. Он овладел многими приемами живописи великого мастера, но не смог освоить то, что Леонардо называл самым трудным в живописи: умение в жестах "передавать движение мысли". Вместе с тем в работах Соларио нет плагиата, его творчество - переживание уроков Леонардо, порой преувеличенно эмоциональное, даже нервное, оно открыло начало новому взгляду на живопись, который получил свое развитие в XIX в. "Мадонна с зеленой подушкой" - произведение, исполненное в тот период, когда Соларио работал во Франции и его успех при Дворе был очевиден.

Итальянский художник. Соларио принадлежал к семье известных миланских художников и ремесленников, работавших в Ломбардии, Венеции и Риме. В молодости, вместе со старшим братом скульптором Кристофоро, по прозвищу Гоббо, он работал в Венеции, где в 1495 написал "Мадонну с младенцем и двумя святыми" для ц. Сан-Пьетро в Мурано (ныне - Милан, пинакотека Брера). Исполненное в духе Антонелло да Мессина, это произведение напоминает также работы раннего Дюрера, что заметно также и в следующей по времени "Мадонне с гвоздиками" (там же). На рубеже столетий Соларио создал серию удивительных портретов ("Портрет дворянина", Бостон, Музей изящных искусств; "Портрет дворянина с гвоздикой", Лондон, Нац. гал.; портрет Кристофоро Лонгони, 1505, там же), в которых влияние Дюрера сочетается с влиянием Леонардо и живописи Умбрии и Феррары, результатом чего стало искусство, напоминающее раннего Лот-то. В эклектичном "Распятии" (1503, Париж, Лувр) перемешаны черты живописи Умбрии, Феррары и Кремоны, а в "Благовещении" (1506, там же) свободное, но исключительно индивидуальное обращение к приемам Леонардо придает картине почти нидерландскую воздушность и прозрачность. Связь Соларио с леонардовским кругом в Милане совпала с его путешествием во Францию в 1507. Фрески в замке Гайон не сохранились, но от его пребывания во Франции остались "Мадонна с зеленой подушкой", дар кардинала Амбуазского францисканцам из Блуа (Париж, Лувр), "Пьета", написанная для него же (там же) и "Голова Иоанна Крестителя" (1507, там же), положившая начало одной из наиболее удачных "серий" Соларио, написанной в характерной северной манере и известной по многочисленным оригинальным картинам, репликам и копиям ("Есее homo", "Несение креста", "Саломея с головой Иоанна Крестителя"). Согласно недавней гипотезе, Соларио, возможно, оказал влияние на ранние портреты Жана Клуэ. Бесспорно, что по возвращении из Франции в 1510 качество его больших религиозных композиций заметно ослабело и свидетельствует о знании художником римской живописи ("Пьета", Вашингтон, Нац. гал.; более позднее и незавершенное "Успение Марии", Павия, Чертоза). Напротив, портреты сохраняют высокий уровень ("Дама с лютней", Рим, Нац. гал., галерея Барберини); в некоторых из них Соларио словно соперничает с Гольбейном.

Перейти к биографии