войти
опубликовать

Мартин Фердинанд
Квадаль

Россия • 1736−1808

Биография и информация

1736 Нимчиц (Моравия) - 1808 Петербург

Учился в Вене и в Парижской Академии живописи и скульптуры (1767 числился учеником Ф. Буше). Работал и выставлялся в Лондоне (1772-1773), Дублине (1779), в Риме и Неаполе (178), в Вене (1787), новь - в Англии (1791-1793), в Голландии (1794), в Гамбурге (1796). С 1797 по приглашению императора Павла I жил и работал в Петербурге. Член Лондонской Королевской Академии, Общества художников Великобритании, Петербургской Императорской Академии художеств (с 1804).

6 октября 1736 Нимчиц (Моравия) - 1808 Петербург

Чешский (моравский) живописец, известный в XVIII веке. Учился в Вене и в Парижской Академии живописи и скульптуры (1767 г. числился учеником Ф. Буше). Его сокурсником был Жак-Луи Давид. Работал и выставлялся в Лондоне (1772-1773), Дублине (1779), в Риме и Неаполе (178), в Вене (1787), новь - в Англии (1791-1793), в Голландии (1794), в Гамбурге (1796).

Мартин Фердинанд Квадаль работал при дворах многих европейских монархов. Исследователи считают, что именно там состоялось знакомство будущего императора Павла с произведениями этого художника, послужившее причиной приглашения Квадаля в Россию. С 1797 по приглашению императора Павла I жил и работал в Петербурге. Квадаль присутствовал на коронации самого загадочного русского монарха Павла I, которая состоялась 5 апреля 1797 года в Успенском соборе Московского Кремля. Автор картины «Коронация Павла I и Марии Федоровны». Картина М. Ф. Квадаля изображает один из самых ярких моментов церемонии: император Павел I, сняв с себя Большую императорскую корону, прикасается ею к голове императрицы.

Картина, помимо чисто исторической ценности, представляет интерес и в художественном отношении, являясь групповым портретом императорской семьи и первых лиц государства. Не всех участников церемонии исследователям удалось «персонифицировать». Помимо центральных персонажей – императора с супругой, обоих великих князей, митрополита Платона – также легко узнаются, благодаря несомненному портретному сходству, великая княгиня Елизавета Алексеевна, великая княжна Александра Павловна, князь Н.И.Салтыков, граф Ф.В.Ростопчин и некоторые другие. Многих из персонажей картины можно определить по той роли, которую они исполняли во время церемонии (князь А.А.Безбородко, подносивший Большую императорскую корону на красной сафьяновой подушке, князь Н.Б.Юсупов – верховный маршал церемонии, великие княжны Елена и Мария Павловны, великая княгиня Анна Федоровна и др.). Известно, что при написании «Коронации Павла I и Марии Федоровны» М. Ф. Квадаль пользовался уже готовыми портретами действующих лиц церемонии из собрания Государственного Эрмитажа.

В 1804 на Невском проспекте был устроен «картинный шалаш» – первая персональная выставка М. Ф. Квадаля в России, где публика увидела «превосходного сочинения картину в фигурах, представляющую коронование Его Императорского Величества государя императора Павла I, каковой в России никогда еще писано не было». Это единственное живописное свидетельство коронации осталось невостребованным заказчиком, то есть самим Павлом. Хотя именно в то время формировалась художественная коллекция его новой императорской резиденции - Михайловского замка. Возможно, на картине присутствует кто-то, кого Павел I очень не хотел видеть!

После смерти Квадаля полотно приобрел князь Куракин для своей художественной галереи, и она оказалась в его саратовском имении Надеждино. А в конце ХIX столетия картина попала в Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева, являясь по-видимому единственной работой знаменитого придворного живописца в России. В 2000 году она была отправлена на реставрацию в Русский музей, где и находится по сей день, активно экспонируясь на выставках, посвященных павловской эпохе. Квадаль - член Лондонской Королевской Академии, Общества художников Великобритании, Петербургской Императорской Академии художеств (с 1804).

  • Учеба
  • Учителя