войти
опубликовать

Лев
Федорович Жегин

Россия • 1892−1969

(1892, Москва – 1969, Москва)

Русский советский художник и теоретик искусства. Самобытный практик и по сути идеолог «тихого искусства».

Сын архитектора Ф.О.Шехтеля (позднее взял фамилию матери). Занимался в школе-студии К.Ф.Юона (1909 – 1910) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1911 – 1919). Иллюстрировал (совместно с В.Н.Чекрыгиным) первую поэтическую книгу В.В.Маяковского («Я», 1913).

Будучи членом группы «Маковец», стремился придать новую жизнь религиозному символизму. Любил рисунок углём, много работал акварелью, гуашью либо в смешанной технике, поэтому его композиции чаще всего занимают промежуточное положение между графикой и живописью.

С середины 1920-х годов активно занимался теоретической работой, выразив принципы так называемого «тихого искусства», чуждого как авангарду, так и соцреализму. После распада «Маковца» Жегин стал одним из организаторов объединения «Путь живописи» и написал манифест, в котором провозгласил картину «маленьким мирком», «органически замкнутым

в себе».

В поздние десятилетия практически не выставлялся, зарабатывая на жизнь как художник-оформитель Исторического музея и Дворца-музея в Останкине. Плодотворно занимался теорией, разработав – преимущественно на примере древнерусской живописи – понимание искусства как автономной структуры, не зависящей от историко-социологических мотиваций. Работы художника хранятся во многих музеях России, а также в Каракалпакском ГМИ им. И.В. Савицкого.

Родился в Москве в семье архитектора Ф.О.Шехтеля (позднее взял фамилию матери). Занимался в школе-студии К.Ф.Юона (1909–1910) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после революции преобразованном в Свободные художественные мастерские (1911–1919). Иллюстрировал (совместно с В.Н.Чекрыгиным) первую поэтическую книгу В.В.Маяковского (Я, 1913). В 1914 путешествовал с Чекрыгиным по Западной Европе. Был членом группы «Маковец». Жил в Москве.

Как и многие другие «маковчане», стремился придать новую жизнь религиозному символизму (серия Библейские сюжеты, акварель, гуашь, уголь; начало 1920-х годов). Любил рисунок углем, много работал акварелью, гуашью либо в смешанной технике, поэтому его композиции чаще всего занимают промежуточное положение между графикой и живописью. С особой последовательностью выразил принципы формировавшегося в этот период «тихого искусства», чуждого как «левому» авангарду, так и АХРРовским предварениям соцреализма. После распада «Маковца» стал душой объединения «Путь живописи» (1926–1930). В манифесте объединения выразил идею картины как самоценного «маленького мирка», «органически замкнутого в себе». Именно это кредо и воплощено в жегинских циклах (Московские пейзажи, 1918–1919; Из Достоевского, 1930-е годы; вариации на тему Пира во время чумы (1920–1930-е годы) и Египетских ночей (1940-е годы) А.С.Пушкина; акварели с букетами цветов, 1940–1950-е годы), полных камерной, лирически-уединенной экспрессии.

В поздние свои десятилетия практически не выставлялся, зарабатывая на жизнь как художник-оформитель (Исторического музея и Дворца-музея в Останкино, Москва). Плодотворно занимался теорией, разработав – преимущественно на примере древнерусской живописи – близкое семиотике понимание искусства как автономной структуры, не зависящей от историко-социологических мотиваций. Наиболее значительный его труд – посмертная книга Язык живописного произведения (условность древнего искусства) (1970). Умер Жегин в Москве.

Перейти к биографии