Регистрация
Виктор Алексеевич Шестаков
Виктор Алексеевич Шестаков
Россия 1898−1957
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Оформил 140 спектаклей. Себя он называл не художником-декоратором, а художником-агитатором. И действительно, это был агитатор в подлинном значении этого слова. Уроженец города Орла, Шестаков еще гимназистом участвовал в подпольных кружках, а после Февральской революции был избран председателем Орловского Союза учащихся и членом Всероссийского съезда учащихся средней школы. С 1917 года, начав работать в Орловском драматическом театре, Шестаков в то же время писал плакаты и панно для агитпоездов, принимал участие в оформлении красноармейских клубов, улиц и площадей в дни первых революционных праздников. Еще в период обучения во Вхутемасе (1921 — 1924) Шестаков был приглашен В. Э. Мейерхольдом на должность главного художника в Московский Театр Революции. В 1927—1929 годах он продолжил работу в Театре им. Мейерхольда.

При оформлении спектаклей вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов прозодежда, вместо бутафории — реквизит, составленный из подлинных вещей.

Утверждая вслед за Мейерхольдом принципы конструктивизма, Шестаков строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков, площадок, лестниц. Художник стремился найти новое архитектурное решение сценического пространства, освободить сцену от украшательства и иллюстративности. В целом ряде постановок — «Человек-масса» Толлера (1923), «Доходное место» Островского (1923), «Озеро Люль» Файко (1923), «Спартак» Волькенштейна (1923), «Эхо» Билль-Белоцерковского (1924), «Воздушный пирог» Ромашова (1925) -Шестаков вырабатывал новые формы сценического оформления спектакля, которые, несмотря на некоторую рациональность, сухость, открывали перспективы для дальнейшего развития декорационного искусства.

Впоследствии, вспоминая о своей совместной работе с Мейерхольдом, Шестаков писал: «Этот период научил меня решать спектакли в объемно-пространственной форме, учитывая объем сцены, трехмерную фигуру актера, научил чувствовать динамику действия, владеть ритмом и пространственной композицией» Пройдя через увлечение конструктивизмом Шестаков обращается к многообразию живописных и графических форм. Однако суровая, лаконичная простота остается основой стиля художника. «Мишура на сцене — бедность мысли» — таково его кредо. Осмысленная жизнь каждой детали на сцене вот к чему стремится Шестаков. Основываясь на живописно-объемном принципе оформления, он создает интересные декорации к спектаклям: «Хорошая жизнь» С. Ама-глобели (1934, МХАТ 2-й), «Начало жизни» Л. Первомайского (1936, МХАТ 2-й), «Васса Желез-нова"* (1936, Театр им. МОСПС). В 1937 году Шестаков был назначен главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и оформил главный павильон. С 1946 года Шестаков — главный художник Московского театра им. Ленинского комсомола. Оформляя в этом театре постановки „Семья“ Попова (1949), „Полковник Фос-тер признает себя виновным“ Вайяна (1952), „Мужество“ по роману Кетлинской (1955), „Вишневый сад“ Чехова (1954) и другие, Шестаков; неизменно расширял круг выразительных средств своего искусства, умело включал в ансамбль изобразительного решения и всего действия спектакля пейзаж.

Художник не прерывал связи с другими театрами. В его оформлении в театре им. Вл. Маяковского шел „Круг“ Моэма, в Студии киноактера — „Смерть Пазухина“ Салтыкова-Щедрина и „Мандат“ Эрдмана. Работы Шестакова не раз удостаивались золотых медалей на международных выставках.

Многие годы Шестаков занимался живописью. Он писал главным образом пейзажи, но при жизни никогда не выставлял их („Сосны“, 1926; „В поле“, 1925; „Апрель“, 1938; „Дождь“, 1946 и др.). Очень значительной была педагогическая деятельность Шестакова как профессора Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского и Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Он руководил театрально-декорационным отделением Московского художественного училища памяти 1905 года.

(автор статьи — М.А.Ocтpoвский)

Виктор Алексеевич Шестаков родился в Орле в 1898 г. 2 марта (по старому стилю). Его родители: отец — Алексей Алексеевич — карачевский мещанин, мать — Александра Николаевна, учительница.

Виктор Шестаков учился в 1-ой Орловской гимназии, которию окончил в 1917 г. Будучи гимназистом, занимался в художественной студии Орловского общества любителей изящных искусств. В 1915 и 1914 гг. был участником выставок этого общества, что отражено в каталогах.

Впервые был на службе в театре в летний сезон 1917 г. Работа в театре „Комедия в Орле“. В Орловском драматическом театре был художником 5-х спектаклей („Лес“ А. Островского 1917 г., „Осенние скрипки“ Сургучева 1917 г., „Алинур“ Ю. Бонди-Вс.Мейерхольда). В. Шестаков был одним из организаторов общества художников „Первоцвет“ в Орле в 1918 г. Служил инструктором, затем заведующим Художественной секцией Культ.-Просвет. Отдела Полит.-Просвет. Управления Орловского Окружного Комиссариата.

В 1917 г. В. Шестаков поступил на юридический факультет МГУ, с марта 1918 г. посещал 1 Свободные художественные мастерские. В 1921 г. стал студентом живописного отделения ВХУТЕМАСа (Всероссийских художественно-технических мастерских), где учился до 1924 г. Законченного высшего образования не имел.

В 1922 г. Всеволод Мейерхольд пригласил В. Шестакова в качестве художника в только что созданный Театр Революции. В. Шестаков до 1927 г. работал главным художником этого театра, с 1927 г. по 1929 г. был главным художником Театра им. Мейерхольда. С Мейерхольдом В. Шестаков работал с 1923 по 1935 гг.

В 1923 г. был избран председателем группы конструктивистов, был членом ЛЕФа. В 1920-е годы — н. 1930-ых гг. В Шестаков известен как конструктивист в театре, автор урбанистических спектаклей („Человек-масса“ Э. Толлер 1922, „Озеро Люль“ А. Файко 1923, „Эхо“ В. Билль-Белоцерковского 1924).

Макеты В. Шестакова принимали участие в знаменитой Парижской выставке 1925 г. В. Шестаков получил золотую медаль в разделе „театральное искусство“. Установка к спектаклю „Озеро Люль“ была замечена международной художественной общественностью.

В 1935 г. великий английский режиссер XX века, новатор театра Гордон Крег посетил Москву. Побывав на выставке театрально-декорационного искусства, отметил макет В. Шестакова к спектаклю „Спартак“ А. Волькенштейна 1923, („До чего замечательный ваш мастер Виктор Шестаков. От его макета „Спартак“ я буквально оторваться не мог. Вот подлинный лаконизм и монументальная мощь на сцене“ — В. Шестаков „О себе. Дело моей жизни“).

В содружестве с Мейерхольдом Шестаков работал над русской классикой. „Доходное место“ А. Островского 1923, „Горе уму“ А. Грибоедова 1928, 1935, „Свадьба Кричинского“ А. Сухово-Кобылина 1953, „53 обморока“ А. Чехова 1955. Эти работы относят к бытовым спектаклям, в которых использовались приемы монтажа бытовых предметов, „кусков, выбранных из быта, заостренно зрительно скомбинированных“. Использовались и другие кинематографические приемы.

Работа с Мейерхольдом, убежденным в содружестве и понимании режиссера и художника в работе над спектаклем, а так же использование кинематографических приемов в театральном искусстве — все это позволило В. Шестакову в к.1920-х -нач.1930 гг. работать в кино не только в качестве художника, но и режиссера, сценариста (фильмы „Токарь Алексеев“, „РВС“, „Вкусноты“).

В к. 1930-х В. Шестаков работает в нескольких московских театрах, в т. ч. и II- МХАТе. Его декорации отличаются монументальной простотой, отсутствием сложных конструкций, активным введением пейзажа в театральную декорацию, (спектакли „Начало жизни“ Л. Первомайского 1936 г., „Васса Железнова“ А. Горького 1937).

С 1924 гола занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе, в 1940−50-е гг. руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905 г.

С начала Великой Отечественной войны под его руководством была организована мастерская из студентов Московского государственного художественного института им. Сурикова, в которой участвовали и многие педагоги. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги.

С 1946 по 1957 гг. В. Шестаков был главным художником театра им. Ленинского комсомола, („Жаркое лето“ Ф. Кравченко 1947, „Отважная Джерен“ Л. Черкашиной 1953, „Вишневый сад“ А. Чехова 1954, „Мужество“ В. Кетлинской 1955). Во 2 пол. 1950-х художник обращается к опыту 1920-х. Театр киноактера возобновляет спектакль „Мандат“ Н. Эрдмана в 1956 г. В. Шестаков художник этой постановки.

В. Шестаков вел активную общественную работу, один из основателей театральной секции МОСХа. В 1948 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

После смерти художника его наследие было распределено вдовой Марией Исааковной Бахрак между 3 учреждениями: Картинной галереей в Орле, Центральным Государственным архивом литературы и искусства (ЦГАЛИ) и Государственным Центральным театральным музеем им. А. Бахрушина в Москве. В Орел поступили эскизы театральных декораций и пейзажи 1930−50-х гг. несколько листов оригинальной графики 1920−40-х гг. и макеты к спектаклям. Произведения В. Шестакова экспонировались с 1913 г. в Орле, с 1922 г. в Москве, с 1925 г. за рубежом. В 1958−59-е гг. была устроена посмертная выставка художника сначала в Москве, затем в сокращенном варианте в Орле. В последнее десятилетие произведения В. Шестакова экспонируются на престижных международных выставках („Москва-Париж“ 1981, „Москва-Берлин. Берлин-Москва“ 1995 г. в разделе"театр»).

Театральное творчество В. Шестакова является значимой частью истории отечественной и мировой сценографии XX века.

(автор статьи — З. Стародубцева, ст. н/с Орловского музея изобразительных искусств)

Читать дальше

HELP