войти
опубликовать

Василий
Феофанович Седляр

Украина • 1889−1937

Биография и информация

12.04.1899 ст. стиля, с. Жоржевка, Зеньковского уезда Полтавской губ. - 13.07.1937, Киев) - известный украинский художник 1920 - 30-х годов, один из основателей школы украинской монументальной живописи (наряду с М. Бойчуком и И. Падалкой), директор Межигорского художественного техникума (позже - Киевский художественный институт) - известной школы дизайна, чье название ставят рядом с Баухаузом и ВХУТЕМАСом. Судьба его сложилась трагически. Талантливый молодой художник, организатор и известный общественный деятель, который вхож в московские архитектурные и художнические круги, был лично знаком с Д. Аркиным, К. Юоном, М. Гинзбургом, Диего де Риверой (известная на весь мир мексиканская школа монументальной живописи), в общем, богема. Конечно, член партии. Сколько бы он еще смог сделать и чего достичь, не оборвись егоз жизнь в 37 лет... Волна репрессий 1937-1939 годов на Украине была особенно страшной... У него нет могилы, он не успел вырастить детей. Все его монументальные произведения в Киеве, Харькове и Одессе уничтожены. Остались лишь несовершенные фоторепродукции и небольшая коллекция станковой живописи и рисунка, которая хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве (бывший Музей украинского искусства).

Василий Седляр - автор портрета - один из талантливейших учеников М.Бойчука - художника-новатора, основателя украинской национальной школы монументальной живописи начала XX столетия. Выпускник Киевского института пластических искусств (ныне Академия художеств), позднее его преподаватель, как и его учитель, отстаивал идею единства пластического искусства - изучал и осваивал различные техники, работал в области монументальной и станковой живописи, станковой и книжной графики, декоративно-прикладного искусства. В.Седляр вместе с другими учениками М.Бойчука - О.Павленко, И.Падалкой - возродили керамическое производство в Межигорье и создали на его базе художественно-керамический техникум и технологический институт керамики и стекла. В декоративной скульптуре, росписной посуде воплощалась идея возрождения национального стиля, в основе которого лежала народность. Этой же идеей проникнуты были и монументальные работы, созданные М.Бойчуком и его учениками, где в обобщенных образах отображались сцены из сельской жизни, борьбы за волю, воспевались извечные человеческие ценности. Живописью украшались санатории, казармы, дома культуры, театры. Простота композиции, высокое мастерство, основанное на классических образцах прошлого, были доступны пониманию и вызывали у зрителя глубокое сочувствие.

Но партийно-административная верхушка требовала от мастеров совсем иного подхода к решению художественных задач. Постепенно все поиски и новаторства заменялись единым стилем, который требовал изображения фальшивого героического пафоса во всём, всеобщего ликования, изображения «счастливой толпы» - под общим названием «народ».

Настали трудные времена. Художники были лишены возможности реализовать свой талант. Официальная критика начала обвинять их в приверженности к крестьянской и национальной идее. А в 1937 году М.Бойчук, В.Седляр и И.Падалка были арестованы, обвинены в «идеологической диверсии», что приравнивалось к политическому криминалу, и казнены как «враги народа».

  • Работы в 2 коллекциях
  • Стили
    Авангард
  • Техники
    Темпера
  • Виды искусства
    Живопись
  • Сюжеты
    Жанровая сцена
  • Творческие объединения
  • Учеба
  • Учителя