В 1762 г. заключил контракт с Академией Художеств по обучению рисованию и перспективной живописи. Преподавал в Академии Художеств живопись историческую (с 1762 г.) Написал для Академии картину "Вступление на престол Императрицы Екатерины II". (Кондаков)
1709, Венеция — 1769, Венеция. Итальянский живописец, мастер венецианской школы. Ученик С. Риччи и последователь Дж. Б. Тьеполо. С 1736 член Академии художеств Венеции, профессор кафедры рисунка. В 1730-е посетил Болонью и Рим, где познакомился с работами мастеров болонской и римской школ, работал в Тренто. Стал одним из главных проводников идеалов неоклассицизма в Венето. В картинах Антиох и Стратоника; Великодушие Сципиона (обе — Будапешт, Музей изобразительных искусств) большие удлиненные фигуры мифологических и исторических героев трактованы с подчеркнутым пластицизмом художников Болоньи и Рима. Театральные, полные патетики жесты напоминают манеру С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини. Пятна желтого цвета и бело-голубых интенсивных теней диссонируют с общим красновато-коричневым колоритом. Длительное время полотна Фонтебассо Явление Мадонны св. Антонию Падуанскому и Св. Павел и св. Франциск (Бордо, Музей изящных искусств) считались работами С. Риччи.
Несвойственная венецианской живописной манере суховатость в трактовке фигур ощутима и в монументальных работах Ф. Фонтебассо (фреска плафона, Венеция, палаццо Контарини; фреска Явление Мадонны Аврааму, 1750-е, Венеция, церковь деи Джезуити). Фонтебассо одним из первых обратился к гризайли, исполнив в этой технике роспись плафона палаццо Фарсетти на Большом канале. Он изобразил здесь много аллегорических фигур, символизирующих триумф знатного патрицианского рода, и разместил их, следуя эмилианской традиции, у нижнего края фрески. Однако уподобленные скульптурным изваяниям фигуры при рассмотрении снизу кажутся бутафорскими и бесплотными, как и вся роспись, лишенная главного качества — яркой и праздничной красочности. В сопоставлении с ранними работами Фонтебассо 1730-х, например, с его лучшими фресками Диана и Эндимион или Суд Париса (обе — Венеция, палаццо Бальду), исполненными в светлой колористической гамме (своей непосредственностью и лиризмом они напоминают произведения Тьеполо в Архиепископском дворце в Удине), монохромные гризайльные росписи палаццо Фарсетти выглядят более безжизненными. Фонтебассо был приглашен также Екатериной II в Санкт-Петербург для работы над росписями в Зимнем дворце.
Лит.: Pullucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Precerutti-Garberi M. Affreschi settecenteschi delle ville venete. Milano, 1968.
Е. Федотова