График. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР.
(р. 14.2.1930, Киев), советский художник, график, заслуженный деятель искусств УССР (1968). Учился в Киевском художественном институте (1948—54). Автор многих книжных иллюстраций, отличающихся стремлением к ёмкому, обобщающему и эмоционально-психологическому раскрытию образов литературных произведений. От линогравюр, построенных на контрасте чёрного и белого, выявлявших пространственную глубину и объёмность предметов (иллюстрации к повести М. Коцюбинского "Фата Моргана", 1957), Я. перешёл к плоскостно-декоративным композициям: утонченностью линии и штриха отличаются его гравюры на дереве (иллюстрации к повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков", 1965—66). Работает также в технике офорта (иллюстрации к повести И. Франке "Захар Беркут", 1972, серия "Гуцульщина", 1972), исполняет эскизы для кинофильмов, плакаты.
(род. 14.II.1930, Киев) — укр. художник-график. Ок. Киевск. гос. худ. ин-т (1954). Засл. деятель искусств Украины (с 1968), нар. художник СССР. Действ. чл. АХ. Автор станковых гравюр и иллюстратор произведений укр. писателей М. Коцюбинского, И. Кочерги, И. Франко, М. Пригары и др.; автор декораций к кинофильму «Тени забытых предков» (1963—64). В круге интересов Я. героич. прошлое славян, Киевской Руси, история гуцульщины. В 1960-е Я. иллюстрирует драму Кочерги «Ярослав Мудрый», в 1970—1980-е — «Повесть временных лет» (Киев, 1982, 1989). К 1977 Я. оформляет для изд-ва «Дніпро» изд. С. под ред. В. В. Нимчука, состоящее из двух книжек; в одной древнерус. текст, рисованный А. П. Видоняком; в другой — пер. С. на укр. (М. Рыльского), рус. (Н. Рыленкова) и белорус. (Я. Купалы) яз. В книжке с древнерус. текстом несколько мелких гравюр типа врезок на чистом поле и узких заставок (вдевание ноги в стремя, три князя в кругах-медальонах и др.). Подробнее иллюстрирована книжка с тремя переводами: здесь наряду с заставками и врезками тонир. сюжетные гравюры в лист (Боян с гуслями, в круге — перед каждым переводом; на разворотах — Игорь на коне, Буй Тур Всеволод, стреляющий из лука; Святослав с мечом; Ярославна и др.). Здесь же имеются композиции многорядные, с мелкомасштабными изображениями, одни в кругах или овалах, другие в виде фризов: князья-воины, трубящие герольды, птицы, звери; захват Игоря в плен, битва, встреча Игоря и Ярославны
(сюжетные изображения занимают второстепенное положение). Гравюры-врезки как бы цитируют фрагменты многорядных композиций. Это изд. было повторено в 1982 и 1985, правда, с менее удачной тонировкой гравюр. Особое место принадлежит изд. С. в переложении В. Шевчука, оформленному Я. для изд-ва «Веселка» (Киïв, 1982). Это тонкая книжка, вытянутая по вертикали, в мягком картонном переплете с суперобложкой. Художник передал здесь содержание С. наиболее подробно. Его гравюры большого формата; как крупномасштабные, так и многорядные. Я. пользуется штриховой манерой, тонировкой, вводит красную краску. На разворотах преобладают космич. пейзажи, мотив битвы проникает в темный диск солнца. Эти илл. снискали Я. славу художника-мыслителя.
Изд.: Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова / Писаний текст А. П. Відоняка; Підгот. давньорус. тексту, прим. В. В. Німчука; Іл. Г. В. Якутовича. Киïв, 1977 (переизд. — Киïв, 1982, 1985); Слово про Ігорів похід / Пер. на укр. мову М. Рильского; Слово о полку Игореве / Пер. на рус. яз. Н. Рыленкова; Слова аб палку Ігаравым / Пер. на беларус. мову Я. Купалы; Іл. Г. В. Якутовича. Киïв, 1977 (переизд.: Киïв, 1982, 1985); Слово про Ігорів похід. Героïчна поема / Переспів Василя Шевчука; Іл. Г. В. Якутовича. Киïв, 1982.
Лит.: Митурич-Хлебников М. Приверженность правде // В мире книг. 1980. № 6. С. 39—43; Попова Л. 1) Эпос Георгия Якутовича // Искусство. 1980. № 9. С. 21—23; 2) Георгий Якутович: Альбом. М., 1988; Верба И. И. Образы истории // Дет. лит-ра. 1982. № 10. С. 62—63.
Булахов. Энциклопедия. С. 241, илл. на с. 67, 71, 74, 110, 191, 203, 223, 240, 241, на обложке и на спинке обложки.
(АВтор статьи: О. А. Белоброва)