войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Борис
Владимирович Эндер

Россия • 1893−1960

Живописец, график, дизайнер. В 1918-21 учился в петрогр. СВОМАС у К.Петрова-Водкина и К.Малевича. С 1923 участник выставок. В 1923-27 сотр. ГИНХУКа в Ленинграде (работал под рук. М.Матюшина). В 1930-31 работал в Малярстрое над оформлением Москвы (с Г.Шеппером из Баухауза). Живописные абстрактные композиции ("Цветовая композиция", 1921), кн. илл. и др. работы.

Родился в Петербурге 23 января (4 февраля) 1893 в семье агронома из обрусевших немцев. Брал уроки рисования у И.Я.Билибина (1905–1907). С 1911 был знаком с Е.Г.Гуро и ее мужем М.В.Матюшиным, испытав глубокое воздействие этой артистической четы. В 1913 поступил на исторический факультет Петербургского университета. Двумя годами позже его призвали в армию. Демобилизовавшись, учился в Свободных художественных мастерских (бывшей Академии художеств) (1918–1923), сперва у К.С.Петрова-Водкина, позже у Матюшина.

Принимал участие в выставках «мастерской пространственного реализма». В 1923–1926 активно работал в Инхуке (Институте художественной культуры). Именно в этот период возникают его зрелые работы (маслом или акварелью), где гибкая «природная» ритмика модерна преображается в красочные абстракции, в которых мастер стремился воспроизвести не внешность, а внутреннюю жизнь, органическую пульсацию натуры (Композиция, 1921, Третьяковская галерея; Пульсирующий свет, 1921, частное собрание, Москва; Космос, 1923, частное собрание, Рим; серия акварелей Краски природы, 1924–1925). Его произведения производят впечатление вольных «биоморфных» импровизаций, однако, работая в Отделе органической культуры Инхука, Эндер придавал им и теоретический смысл, связывая с законами цветовосприятия и с физиологией мозга. После своего переезда в Москву (1927) Эндер продолжал писать станковые картины, все более склоняясь к фигуративному искусству (излюбленным его жанром был пейзаж). Полем для трехмерных пространственно-цветовых экспериментов стал для него отныне экспозиционный дизайн: он участвовал в оформлении павильона СССР на Международной выставке в Париже (1936–1937) и павильона «Ленинград» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1940). По возвращении из эвакуации в Кузбассе (1944) был одним из руководителей Строительной выставки и главным художником советского павильона на Промышленной выставке в Будапеште (1949). Умер Эндер в Москве.

Перейти к биографии