Регистрация
Василий Иванович Штернберг
Василий
 Иванович Штернберг
Россия 1818−1845
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Санкт-Петербург 12.2.1818 — Рим 8.11.1845, художник, пансионер Императорской Академии Художеств [I, 7, 22, возможно, памятник («Штеренберг/Sterenberg») перемещен, так как прах был перенесен в общую могилу II/2*; № 343 и 334, в администрации его числят под двумя фамилиями: Штернберг и Штеренберг].

Жанрист и пейзажист, сын горного чиновника, сначала учился в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего, а в 1835 г. был принят в число казенных академистов. Руководителем его в пейзажной живописи был М. Н. Воробьев, но наравне с нею его влекла к себе живопись бытовая.

Редкую способность к этой последней выказывали рисунки и карикатуры, которые он делал с самого поступления в академию и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей.

Летние месяцы он проводил в Малороссии, в имении покровительствовавшего ему любителя искусства, Г. С. Тарновского; эти поездки близко познакомили его с украинским бытом и природой, которые он и воспроизводил мастерски в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах.

В 1837 г. за работы, исполненные в Малороссии в предшествовавшее лето, в том числе за акварель: «Ярмарка в местечке Ичне» (приобретенную императором Николаем I для альбома его супруги), академия наградила Штернберга малой золотой медалью, а в следующем году, за картину «Освящение пасох в Малороссии» (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне), он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса.

В 1840 г. он путешествовал до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, он продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в Риме, во цвете лет, на полпути к развитию своего замечательного таланта.

Из картин Штернберга, кроме вышеупомянутого «Освящения пасох», известны: «Игра в жмурки в усадьбе Г. С. Тарновского», «Мельница в степи» (обе в музее императора Александра III), «Итальянки у водоема», «Итальянец-простолюдин» (обе в музее академии художеств), «Римские пифферари», «Итальянские крестьяне, играющие в карты в остерии», «Этюд головы молодого итальянца», «Этюд головы старика-итальянца» (все четыре в московском публичном музее), «Малороссийский шинок», «Выдубицкий монастырь близ Киева», «Вид в Киеве», «Портрет самого художника», «Озеро Неми», «В окрестностях Альбано» и «Этюд листьев» (все семь в Третьяковской галерее, в Москве) и «М. И. Глинка в имении Г. С. Перовского за сочинением оперы Руслан и Людмила» (у А.Н. Марковича). Рисунки и акварели Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
8 ноября 1830 года в Сорренто от инфекции печени умер 39-летний Сильвестр Щедрин – первый русский пленэрист и первый художник из России, получивший европейскую известность. На его надгробном памятнике, отлитом из бронзы знаменитым скульптором Петром Клодтом по личному распоряжению Николая I, написано «Hic situs est Sylvester Stchedrin pictor origine Rossus, a Regio liberalium artium instituto neapolitano professor honore ornatus» (Здесь покоится Сильвестр Щедрин, русский художник, удостоенный звания профессора Королевским неаполитанским институтом свободных искусств). Жители Сорренто доброго, красивого и отзывчивого Щедрина очень любили, называли его «наш дон Сильвестро», а когда он умер, в городе распространились слухи, что «дон Сильвестро» исцеляет от болезней и творит чудеса – стоит только помолиться у его надгробного памятника.

Вот отрывок из биографического романа об Иване Айвазовском, повествующем, как он совершил «паломничество» на могилу Сильвестра Щедрина:

«Перед тем, как окончательно обосноваться в Риме на все время пребывания в чужих краях, Айвазовский и Штернберг посетили другие прибрежные города и в том числе Сорренто, прилепившийся на высоких обрывистых скалах на берегу залива.

Городок привлекал их не только своим живописным видом. Здесь, в Сорренто прожил свои последние годы и умер русский художник Сильвестр Щедрин.

Еще в Петербурге у Томиловых Айвазовский впервые увидел его картины и полюбил всем сердцем. Уже тогда он понял, что Щедрин ему ближе Брюллова и Воробьева. Копируя его морские виды, молодой художник сожалел, что Щедрин так рано умер, что не привелось ему свидеться с ним и поучиться у него в мастерской.

И вот теперь в Сорренто друзья решили посетить могилу Щедрина.

Молодые художники спросили в гостинице знает ли кто-нибудь, где похоронен русский художник Сильвестр Щедрин.

Услыхав это имя, слуга-итальянец встрепенулся, снял с головы шляпу и, сильно волнуясь, заговорил:

— Как не знать синьора Сильвестро! Здесь нет человека, который не знал бы его. Как Сильвестро не знать! Он умер у меня на руках, и я всегда молюсь на его могиле.

Хотя было ясно, что слуга любит прихвастнуть, но его преклонение перед памятью Щедрина было искренним.

Айвазовский и Штернберг решили нанять его в провожатые. Тот охотно согласился.

По дороге словоохотливый чичероне снова стал рассказывать о покойном Щедрине, о том, как его любили жители Сорренто. Внезапно перейдя на благоговейный шепот, он сообщил:

— Теперь синьор Сильвестро исцеляет от болезней и творит чудеса.

Насладившись впечатлением, которое произвели его слова на молодых русских художников, слуга многозначительно добавил:

— Там, куда я вас веду, вы все сами увидите.

Через некоторое время он вывел Айвазовского и Штернберга к небольшой речке. Невдалеке среди зелени белела часовня. На ее ступенях и вокруг нее на траве сидели бедно одетые крестьянки с детьми на руках.

Когда молодые люди вместе со своим провожатым подошли к часовне, сторож отпер двери и начал впускать женщин.

Художники последовали за ними. Крестьянки устремились к стене, где была прикреплена бронзовая доска. Женщины упали на колени и начали горячо молиться. Они протягивали детей к доске, чтобы те коснулись ее. Долго задерживаться и молиться женщинам не давали стоящие сзади, те, кто дожидался своей очереди.

Чичероне указал на доску и пояснил молодым художникам:

— Там лежит синьор Сильвестро. Он святой человек.

Айвазовский и Штернберг, взволнованные всем происходящим, подошли к доске и разглядели на ней барельеф. Он изображал Щедрина, сидящего с поникшей головой. В руках у художника были палитра и кисти. Под барельефом была выгравирована короткая надпись: «Здесь лежит Щедрин».

Долго стояли друзья у могилы русского художника, а приток молящихся все не прекращался.

Наконец, молодые художники вышли из часовни и сели отдохнуть невдалеке под деревом.

Увидев сторожа, они подозвали его и стали расспрашивать о причинах паломничества к могиле русского художника.

Сторож оказался словоохотливым человеком. Из его рассказа Айвазовский и Штернберг узнали, что синьор Сильвестро был очень добрый человек. Он прожил в Сорренто несколько лет и заслужил всеобщую любовь среди горожан и жителей окрестных деревень. Каждый его приезд в деревню был настоящим праздником для ребятишек. Художник приносил им сладости, брал с собою на прогулки. После каждой очередной продажи картин он всегда помогал бедным крестьянским семьям. После его смерти в народе пошли слухи, что молитва у могилы доброго синьора Сильвестро исцеляет больных детей.

Слушая рассказ сторожа, Айвазовский воссоздавал в памяти картины покойного художника, в которых так гениально и просто запечатлена бесхитростная радость бытия и вечная, но постоянно изменчивая красота природы. И ему стала еще ближе светлая, чистая душа Сильвестра Щедрина, мудрого и доброго в искусстве и жизни.

И теперь, у этой белой часовни на итальянской земле Айвазовский дал в душе обет следовать примеру Щедрина».
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Василий Иванович Штернберг. Иван Айвазовский в итальянском костюме
Иван Айвазовский в итальянском костюме
Василий Иванович Штернберг
1842,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 4 работы
Василий Иванович Штернберг. Ярмарка в Украине
0
Ярмарка в Украине
Василий Иванович Штернберг. Усадьба Г.С. Тарновского в Качановке
0
Усадьба Г.С. Тарновского в Качановке
1837
Василий Иванович Штернберг. Переправа через Днепр в Киеве
0
Переправа через Днепр в Киеве
1837, 35×52.8 см
Василий Иванович Штернберг. Иван Айвазовский в итальянском костюме
1
Иван Айвазовский в итальянском костюме
1842
Посмотреть 4 работы художника
HELP