войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Василий
Иванович Штернберг

Россия • 1818−1845

Санкт-Петербург 12.2.1818 - Рим 8.11.1845, художник, пансионер Императорской Академии Художеств [I, 7, 22, возможно, памятник ("Штеренберг/Sterenberg") перемещен, так как прах был перенесен в общую могилу II/2*; № 343 и 334, в администрации его числят под двумя фамилиями: Штернберг и Штеренберг].

Жанрист и пейзажист, сын горного чиновника, сначала учился в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего, а в 1835 г. был принят в число казенных академистов. Руководителем его в пейзажной живописи был М.Н. Воробьев, но наравне с нею его влекла к себе живопись бытовая.

 

Редкую способность к этой последней выказывали рисунки и карикатуры, которые он делал с самого поступления в академию и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей.

Летние месяцы он проводил в Малороссии, в имении покровительствовавшего ему любителя искусства, Г.С. Тарновского; эти поездки близко познакомили его с украинским бытом и природой, которые он и воспроизводил мастерски в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах.

 

В 1837 г. за работы, исполненные в Малороссии в предшествовавшее лето, в том числе за акварель: "Ярмарка в местечке Ичне" (приобретенную императором Николаем I для альбома его супруги), академия наградила Штернберга малой золотой медалью, а в следующем году, за картину "Освящение пасох в Малороссии" (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне ), он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса.

 

В 1840 г. он путешествовал до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, он продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в Риме, во цвете лет, на полпути к развитию своего замечательного таланта.

 

Из картин Штернберга, кроме вышеупомянутого "Освящения пасох", известны: "Игра в жмурки в усадьбе Г.С. Тарновского", "Мельница в степи" (обе в музее императора Александра III), "Итальянки у водоема", "Итальянец-простолюдин" (обе в музее академии художеств), "Римские пифферари", "Итальянские крестьяне, играющие в карты в остерии", "Этюд головы молодого итальянца", "Этюд головы старика-итальянца" (все четыре в московском публичном музее), "Малороссийский шинок", "Выдубицкий монастырь близ Киева", "Вид в Киеве", "Портрет самого художника", "Озеро Неми", "В окрестностях Альбано" и "Этюд листьев" (все семь в Третьяковской галерее, в Москве) и "М.И. Глинка в имении Г.С. Перовского за сочинением оперы Руслан и Людмила" (у А.Н. Марковича). Рисунки и акварели Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях.

Перейти к биографии