Профессор живописи; художественное образование получил в Имп. Акад. Художеств, где состоял в числе учеников проф. А. И. Зауервейда. Здесь, с самого начала подавая надежды сделаться видным баталистом, Ш. не раз заслуживал и официальные одобрения, и поощрения в виде пособий; в 1840 же г., за этюд с натуры получил малую серебряную медаль. Но долго все работы его не шли дальше этюдов с натуры и незначительных композиций. Лишь в 1842 г. им написана была первая крупная вещь: "Парламентеры" (в Третьяковской галерее в Москве). В 1843 г. он оставил Академию Художеств со званием неклассного художника батальной живописи. Через два года, в мае 1845 г., Ш. поступил на службу при Управлении Государств. Коннозаводством и Императорских скачках, где на обязанности его лежало писать с натуры лошадей. С этого времени Ш. забрасывает батальные сюжеты и скоро приобретает в новом жанре настолько значительный навык, что уже в 1848 и 1849 г. 28 портретов лошадей, выигравших призы, были куплены у него Государем Императором, а за этим первым успехом последовал ряд заказов на портреты лошадей и собак как от Высочайших Особ, так и от частных лиц. Среди множества заказов он целых три года не мог уделить достаточно времени для исполнения программы на звание академика живописи. Академия Художеств еще в 1847 г. допустила его к соисканию этого звания и ему батальную тему: "Смерть Кульнева в клястицком сражении". Но Ш. три года не подавал вестей о судьбе этой программы, а в июне 1850 г. отказался от ее исполнения и, ввиду нового направления своей художественной деятельности, просил дать ему соответствующую задачу. Акад. Худ. на просьбу согласилась, и через 3 месяца Ш. представил ей картину: "Табун лошадей с пастухом и собакой" и получил искомое звание. Следующее звание, звание профессора живописи, Ш. досталось опять не без препятствий. Представленная им (1860 г.) в Акад. Худ. картина "Охота на оленей" не заслужила одобрения Совета Акад., и в звании профессора ему было отказано. Но оно им все же было получено, так как в августе 1861 г. тот же Совет, вероятно, не без давления извне, признал Ш. достойным звания профессора живописи животных, но на этот раз уже не по исполнению программы, а "во внимание к его особенному искусству и познаниям". В том же 1861 г. Ш. был избран и членом-соучастником общества поощрения художеств. Перечислить все работы Ш. довольно трудно. Не говоря уже о множестве портретов собак, лошадей (в Управл. Госуд. Коннозав., в павильоне Царскосельских скачек и пр.) и др. животных, им немало исполнено и более или менее сложных композиций. Из числа их можно указать на следующие вещи: картины, написанные для Государя Императора: "Ловля зубров" (1862 г.), "Охота на волков" (1862 г.), "Две собаки, гонящиеся за зайцем" (1864—65 г.), "Отбой собак от лисицы" и "Охота, егерь с гончими преследует волка" (обе, 1867—70 г., у Вел. Кн. Владимира Александровича), затем, "Табун лошадей" (1850 г.), "Царскосельские бега" (1852 г., для фл.-ад. кн. Голицына), "Травля волка" (1861 г.), "Группа сибирских оленей" (1862 г.), "Нападение ночью волков на табун лошадей" (1863 г.), "Сибирские олени на отдыхе" (1867 г., для старшины г. Риги И. П. Швабе), "Травля лисицы" (1867 года, в Аничковском дворце) и "Травля медведя". Наконец, должна быть отмечена серия портретов (43 шт.) домашних животных разных пород, сделанные им по приказанию Вел. Кн. Николая Николаевича для земледельческой выставки. Будучи сам страстным любителем природы и животных Ш. умел любовь эту отразить в своих произведениях, всегда жизненных отличавшихся хорошим рисунком, почему появляясь в течение почти 20 лет (1844—1863 г.) на академических выставках, они всегда пользовались неизменным вниманием публики и приобрели своему автору почетную известность. Труды Ш. по службе также не оставались без наград, среди которых следует указать на Высочайше пожалованный ему в 1854 г. бриллиантовый перстень. Умер Ш. в СПб. в 1872 г. (П. Н. Петров)