Живописец. Член Союза художников СССР.
Пророчеством того, что на свет появится талантливая художница, стал сон ее матери. Есфирь Захаровне, беременной шестым ребенком, “явилась” с кистью и мольбертом в руках девушка, излучающая энергию гармонии и красоты. И потому, невзирая на тяготы гражданской войны и раннего вдовства, бывшая гимназистка всячески поддерживала в дочке тягу к рисованию. И когда Надежда, по примеру тети, возмечтала поступить в музыкальное училище, родительница, собрав рисунки, кои девчушка делала словно играючи, чуть ли не за руку отвела ее в Сталинградский художественный техникум.
За однокурсника Александра Червоненко Надежда вышла замуж, оставив девичью фамилию, потому как писали оба живописные полотна и не хотели “запутывать” зрителей одинаковой фамилией. Вместе с мужем в 1939 году они поступают в Харьковский художественный институт. Весть о Великой Отечественной Войне супруги встречают в Сталинграде, куда незадолго до нее переезжают жить. Судьба словно хранила обоих для творчества: мобилизованный в числе первых муж дошел до Победы, а жена, пережив ужасы сталинградских бомбежек, написала затем потрясающие по силе и правде картины: “Второе февраля 1943 года”, “В годы войны” (1960), “Сталинград, 1942 год” (1978), “Дети войны” (1985). Семь картин, написанные ею уже накануне чествования 60-летия победы под Сталинградом, художница подарила краеведческому музею, увы, не получив за двухлетний кропотливый труд ни копейки. Музеи, к сожалению, сегодня не в состоянии покупать работы. А волгоградские бизнесмены не спешат вкладывать деньги в полотна местных художников.
Имея опыт общения с иностранцами (а Черникова выезжала в Чехию, Польшу, Испанию), она рассказывает о пристальном внимании на Западе к русскому искусству. В течение трех лет (с 1996 по 1998 год) искусствовед испанка Долорес, разъезжая по России, скупала у художников полотна. А в 1999 году в Мадриде была открыта картинная галерея в специально выстроенном для этого огромном здании с множеством залов. На презентацию были приглашены русские художники, в том числе и Черникова. Собрался мадридский бомонд во главе с членами королевской семьи. В честь гостей был устроен банкет в одном из лучших ресторанов столицы. Картины распродавались на “ура”. Вырученная за них сумма позволила волгоградской художнице еще долго творить, не задумываясь о «хлебе насущном». Ведь затраты на покупку красок и холстов намного превышают пенсию мастера кисти. Часто художники поставлены на грань нищеты. Особенно после принятия закона, усложняющего процесс продажи живописных полотен иностранцам. Но, невзирая ни на что, Надежда Черникова без живописи не мыслит и дня. Едва проснувшись, она сразу берется за кисть, потому как боится не успеть воплотить все свои замыслы.
Сюжетами становится бытовая жизнь людей. Особенно любит рисовать детей. У нее самой две взрослые дочери, три внука и два правнука. Одна из дочерей пошла по стопам мамы, зять и внук тоже художники. Живут они на Украине, где музеи поныне продолжают покупать картины местных художников…
(Марина Волченко, ресурс "Волга 34")
Умерла в феврале 2010 года, Волгоград