• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Ефим Михайлович Чепцов
Россия 1875−1950
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Профессор, засл. деятель искусств РСФСР (с 1946). Род. в с. Медвенка Курской губернии в семье маляра и иконописца. Уже в детстве брал в руки кисть, чтобы помогать отцу красить крыши и писать иконы. Затем — учёба в Киеве в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Когда Ч. исполнилось 20, он отправился на заработки в Петербург, работал художником в журналах. В 1901 поступил в Тенишевское художественное училище в класс проф. Преображенского; в составе группы учеников училища расписывал церковь во Флоренции. Учился в Академии художеств под руководством К. А. Савинского и И. И. Творожникова. Помещал графические рисунки в периодической печати, рисовал почтовые карточки, писал портреты по заказам. Выставив весной 1906 картины «Охотник», «У доктора», Ч. обратил на себя внимание передовой критики. После окончания Академии художеств Ч. был направлен на стажировку в Италию, где на Капри познакомился с А. М. Горьким. Здесь Ч. тоже много работает и позже за холст «Капри» премируется вторичной поездкой в Италию, а также в Голландию и Бельгию.

Подолгу Ч. живёт также и на родине, пишет односельчан: «Дети в деревне», «В семье», «Слушают» и др. Наряду с творчеством, он много времени отдавал культурно-просветительной работе среди земляков: оформлял и проводил праздники, читал популярные лекции по изобразительному искусству, вёл театральный кружок, где был и режиссёром, и актёром. Главными работами этого периода являются картины «Заседание сельской ячейки» (1924) и «Школьные работники» (1925). Полотно «Заседание сельской ячейки» критика оценила как достижение реалистической живописи, картина участвовала в выставке «Лучшие произведения советских художников» в 1939 в Государственной Третьяковской галерее. Картина «Школьные работники» (во многих источниках её называют ещё «Переподготовка учителей») — это коллективный портрет преподавателей села Медвенка — знакомых художника. Обе картины Чепцова так правдивы и жизненны, что имеют историко-документальное значение. Значительное место в творчестве Ч. занимают пейзажи, в которых художник запечатлел необозримые просторы Родины. Увлекали его и виды Курска. В годы ВОВ им созданы картины «Последние известия с фронта», «В дни войны» и др., посвящённые труженикам тыла. В послевоенное время заведовал кафедрой живописи Ленинградской академии художеств, а затем работал на художественно-графическом факультете Московского педагогического института им. В. В. Потёмкина.

Полотна Ч., написанные в родных местах: «Заседание сельской ячейки» (1924), «Переподготовка учителей» (1925), — хранятся в Гос. Третьяковской галерее. Написанное в 1920-х полотно «Проведение дня кооперации в деревне», — в Гос. Русском музее. В Курской областной картинной галерее им. А. А. Дейнеки экспонируются его работы: «Женский портрет» (1910), «Подруги» (Медвенка, 1918), «Среди родных» (1945) и др. На родине Ч. в 1982 открылся дом-музей его имени (филиал Курской картинной галереи), в котором хранится около 30 полотен художника.

Родился он 10 января (по новому стилю) 1875 года в селе Медвенке Курской губернии. Отец его был малярм и иконописцем. Мальчик рано начал помогать ему, тогда и проявились у него незаурядные способности к рисованию. Отец определил сына на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.

Двадцатилетний Е. Чепцов отправился «на заработки» в Петербург. Работал художником в журналах, позже поступал в мастерскую, одним из основателей которой был И. Е. Репин. В 1903 году Чепцов совершает первую поездку за границу, принимает участие в росписи храма во Флоренции.

С 1905 по 1911 год Е. М. Чепцов учится в Академии художеств. Сильное влияние на формирование его взглядов и мастерства оказали преподававшие в Академии замечательные художники И. Е. Репин, В. Е. Маковский.

В 1911 коду за картину «У доктора» Е. М. Чепцов получал звание художника и право на заграничную кокандировку. Он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри. Здесь художник познакомился с A.M. Горьким. Ряд своих работ Чепцов посвятил Италии.

Возвратись в Россию, Е. М. Чепцов зимой живет в Петрограде, а на лето приезжает на Родину, в Медвенку. Здесь он делает многочисленные зарисовки, этюды. Художник хорошо запомнил напутствие великого Репина: «Не пишите Италию, пишите Курскую губернию». В своих работах этого времени Чепцов правдиво показывает тяжелую жизнь русского крестьянства.

В Медвенке Чепцов встретил весть о Великой Октябрьской революции, здесь он жил и работал в первые годы Советской власти. Художник зорко всматривается в разбуженную животворным дыханием революции сельскую действительность, сам активно включается в культурно-просветительную работу на селе, создает любительский театральный коллектив.

В 1922 году Е. М. Чепцов уезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Но и позже Чепцов часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке. Родная курская земля служила ему источником новых впечатлений, обогащала новыми темами.

Созданные Е. М. Чепцовым в 1924—1926 годах картины «Заседание сельской ячейки», «Переподготовка учителей», «Проведение дня кооперации в деревне» явились одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне. Они привлекли широкое общественное внимание живым интересом их автора к новым социальным и культурным явлениям деревенской жизни, точностью бытовых деталей, правдивым изображением облика и глубоким раскрытием характеров новых людей молодого советского общества.

Отмечая достоинства картины Е. М. Чепцова «Заседание сельской ячейки», глубокое раскрытие характеров, изображенных на ней новых людей деревни, сельских коммунистов, А. В. Луначарский писал. «Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова».

И позднее Чепцов писал произведения на темы сельской жизни. Во многих своих картинах («Уборка урожая», «Прополка свеклы») он стремился передать радость мирного труда, новь колхозного села.

Ефим Михайлович был великолепным портретистом и мастером пейзажа. На его полотнах ярко отображена своеобразная красота природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.

Широко известны картины Е. М. Чепцова, посвященные Великой Отечественной войне: «Последние известия с фронта», «Среди родных». В них художник запечатлел суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом. Говоря об этих героях, Ефим Михайлович подчеркивал, что при создании их стремился «к большой простоте и углубленности в разработке темы».

Ефим Михайлович вел большую преподавательскую работу. Многие его ученики стали известными художниками.

В 1946 году Е. М. Чепцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Многие работы Е. М. Чепцова, созданные им в различные периоды творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки. На курской земле живут люди, послужившие прототипами героев многих произведений замечательного мастера.

Художник продолжал трудиться до последних дней своей жизни.

(автор статьи — М. Шехирев)

ЕМЕЛЬЯНЦЕВА И. Е. Ефим Чепцов. — М.-Л.: Сов. художник, 1948. -18 с

КАЦ P.M. Е. М. Чепцов. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1965. — 11 с — (Курск. обл. картинная галерея)

РУССКОЕ советское искусство: (Живопись, скульптура, графика). -М.: Искусство, 1954.

Читать дальше