Живописец. Член Союза художников СССР. Доцент.
Николай Павлович Христенко родился в 1897 г. в Быково-Хуторах на берегах нижней Волги, Астраханской губ.
В 1913 году он успешно выдержал экзамен в художественную школу в г. Казани, которая находилась в ведении Российской императорской академии художеств и была укомплектована очень хорошими преподавателями. Окончив Художественный институт в 1922 году, Николай Павлович стал на путь художника-профессионала и художника-педагога. Он - педагог и воспитатель в средней общеобразовательной школе, руководит в красноармейской студии рисунком и кружками рабочей молодежи по изоискусству, читает лекции по пластической анатомии при штабе запаса Красной Армии в г. Казани. Он в то же время является участником многих художественных выставок как в СССР, так и за рубежом.
В кипучее время революции и дни ахровского движения Николай Павлович являлся одним из активнейших сторонников реалистической школы в изобразительном искусстве и его пропагандистом как в г. Казани, так и в г. Москве, куда он переехал в 1924 г. Борьба с формализмом и отрицателями станкового искусства, борьба за реализм переходила на высшую ступень совершенствования качественных достоинств художника и мастера.
Первая выставка, где Николай Павлович представил свои работы была в г. Казани в 1922-23 году, затем в г. Москве на выставке - «Революция, жизнь и труд» в 1925 году. Ряд картин Николай Павлович написал на тему Кавказа и Дагестана: "Свадьба в ауле Дагестана", "Орджоникидзе и Назаретян среди партизан на Кавказе", "Осоавиахимовцы на Кавказе", "Кумычка", "Вожатый пионеров". Указанные работы экспонировались на выставках, репродуцировались в печати, кар¬тина "Свадьба в ауле Дагестана" находилась на одной из выставок в Германии.
К кавказскому периоду относится и картина "К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный после охоты". Материалы и этюды к картине Николай Павлович собирал в охотничьих угодьях близь г. Нальчика на Кавказе в 1930-31 гг. К юбилейной выставке РККА он выполнил портрет К.Е. Ворошилова. К освоению северного полюса Николай Павлович написал портрет летчика Леваневского. Картина "Ударники тракторного завода в г. Сталинграде" выполнялась по заданию кооперативного товарищества, которая экспонировалась на выставке в музее им. А.С. Пушкина в 1938 году (издана в печати).
Картины "Отступление немцев", "Комиссар ведет отряд в бой", "Атака партизан в Западной Украине" выполнялись по заданию музея Революции СССР г. Москвы в 1942-44 гг. Большая картина - панно "Заседание Верховного Совета СССР" выполнялась авторами: Г.К. Савицким, А.В. Моравовым и Н.П. Христенко по заданию правительственных органов для международной выставки в Нью-Йорке (размер картины-панно - 13x8,5 м. год выполнения 1939).
В период с 1921 по 1931 гг. проводилась работа по сибиранию художественного материала к созданию панорамы "Штурм Перекопа". Панорама была издана в специальном сборнике с достаточно полной аннотацией. Центральное 30-ти метровое сферическое полотно, "Штурм Турецкого вала" и весь собранный авторами Г.К. Савицким, В.Б. Ерановым и Н.П. Христенко историко-художественный материал был зверски уничтожен немецко-фашистскими войсками в г. Симферополе, где экспонировалась панорама.
С 1948 года по 1953 год включительно Николай Павлович преподавал рисунок и возглавлял кафедру академического рисунка в МВХПУ (б. Строгановское), его педагогическая деятельность и методическая направленность исходила из принципиально-реалистических установок в изобразительном искусстве.
В 1973 году исполнилось 25 лет учебно-педагогической деятельности Николая Павловича Христенко в ВУЗах.
(Статья из каталога персональной выставки в Москве 1973 года)