Родился в 1954 году в Армении в городе Армавире. В 1973 году закончил Ереванское училище декоративно-прикладного искусства. После двух лет учебы на отделении рисования ереванского Педагогического института им. Х. Абовяна, в 1977 году переехал в Ленинград. В 1978-1981 годах был вольнослушателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
В1992 году вступил в Союз художников России, с 1993 года является членом бюро секции живописи, а с 2002 года - член правления Санкт-Петербургского Союза художников.
С 1998 года – член Союза художников Румынии.
С 1981 года – активный участник выставок в России и за рубежом.
Персональные выставки:
1991 – «Чайный домик», Летний сад, Ленинград
1995 – церковный дом при Армянской Апостольской церкви, Петербург
2002 – выставочный центр Союза художников России, Санкт-Петербург
2003 – галерея «Дельта», Петербург (выставка «Красная история»)
2004 – «Цвета любви», посвященная 50-летию художника, представительство Министерства Иностранных дел России в Санкт-Петербурге.
2005 – галерея при Санкт-Петербургском Союзе художников.
2006 – «Империя чувств», Центральный Дом художника, Москва
2009 – галерея Art way Rachmaninov antique-hotel, Санкт-Петербург
2010 – «Моя палитра», Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников
2011 – «Восточные картины», Galleria Unexpected - Amici Dell' Arte, Гронинген, Нидерланды
2012 – «Поэзия света и цвета», Центральный выставочный зал «Манеж», Петербург
2014 - "60 оттенков красного", галерея "Голубая гостиная" Санкт-Петербургского Союза художников
2014 - "60 оттенков красного", Национальная картинная галерея Армении, Ереван
Участник многочисленных выставок, среди которых:
1992 – «Взгляд на современное искусство Санкт-Петербурга», Швеция
1993 – аукцион «Charmes Russes», Hotel des Ventes Drout Richeillieu, Париж, Франция
1995-1996 – «Современные художники Санкт-Петербурга», Италия (Генуя и Лаванья –
1995; Модена -1996)
1996 – «Культурный мост: Петербург-Ереван-Париж», Дворец ЮНЕСКО, Петербург
1996 – «Золотая осень» (совместно с А. Пономаревым), Дом журналиста, Петербург
1997 – выставка из «золотого фонда» Санкт-Петербургского Союза художников, ЦВЗ «Манеж», Петербург
1997 – «Петербург 96», ЦВЗ «Манеж», Петербург
1997 - «Окно в Нидерланды», Санкт-Петербургский Союз художников
1998 – «300 лет Российскому флоту», Санкт-Петербургский Союз художников
1998 – «Музыка и гармония в изобразительном искусстве», галерея «Невский 20», Петербург (в рамках фестиваля «Музыкальный Олимп»)
1998 – «Союзу художников – 65», ЦВЗ «Манеж», Петербург
1999 – «Россия IX», Центральный Дом художника, Москва
1999-2001 – «Красота белых ночей», Германия (Берлин и Дрезден)
2000 – «Санкт-Петербург – Москва», ЦВЗ «Манеж», Москва
2000 – «Москва – Санкт-Петербург», ЦВЗ «Манеж», Петербург
2000-2001 – выставка, посвященная 2000-ю христианства, Центральный Дом художника, Москва
2000-2001 – «Русская ретроспекция», галерея Artique, Портлэнд, Орегон, США
2001 – «Незабываемые моменты», Inter Art Gallery, Хангтингтон, Нью-Йорк, США
2001 – «Санкт-Петербург – Москва», ЦВЗ «Манеж», Москва
2002 – «Звуки и тени», Inter Art Gallery, Хангтингтон, Нью-Йорк, США
2002 – «Художника городу» (70 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников), ЦВЗ «Манеж», Петербург
2006 – современных российских художников в рамках Года российской культуры в Китае,
Пекинский музей изобразительных искусств, КНР
2007 – XIII Вильнюсская триеннале, Литва
2007 –2008 участник международного пленера в Литве, после которого состоялась выставка в Союзе художников
2008 – «75 лет традиций и новаторства», ЦВЗ «Манеж», Петербург
2009 – «Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI вв.», Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
2010 - “Le portrait” («Портрет»), галерея «Монмартр», Петербург
2010 – «Цвета Победы», благотворительный аукцион Фонда имуществ Санкт-Петербурга, посвященный 65 годовщине победы в ВОВ, галерея «Толстов сквер»
2010 – «Натюрморт», галерея «Монмартр», Петербург
2011 - «Нямунасский пленер 2011», Литва
2011 – «Древо традиций», Palazzo Zenobio per l`arte Collegio Armeno-Moorat Raphael, Венеция, в рамках 54-ой Венецианской биеннале
Произведения находятся в коллекциях Музея Св. Эчмиадзина в Армении, музеев Армян- ской Апостольской церкви в Петербурге и Бухаресте, представительства Министерства иностранных дел России в Санкт – Петербурге; в частных коллекциях Армении, Дании, Франции, США, Петербурга, Италии, Германии, Англии, Швеции, Финляндии, Швейцарии и других стран.
В 1999 году Ашот Хачатрян стал соучредителем, а позднее и главным редактором газеты «Художник Петербурга».
В 2005 году, собрав коллекцию картин ведущих современных художников нашего города, с целью возрождения культурных связей между Россией и Арменией, стал инициатором передачи этих работ в дар Национальной галерее Армении. Эта акция удачно вписалась в программу «Дни Петербурга в Армении». Церемония дарения от имени Союза художников Петербурга и самих авторов проходила в Национальной галерее в Ереване - глава делегации губернатор Петербурга В.И.Матвиенко в присутствии мэра города презентовала музею более тридцати произведений.
Есть разные художники. Одни живо отзываются в своем творчестве на новые впечатления, и с увлечением пишут и рисуют разные города и страны, где им довелось побывать или жить. Другие хранят верность одной теме, тому миру, где протекло их детство и юность, где они впервые ощутили свое призвание художника. Таков Ашот Хачатрян.
В Петербурге, с которым связана вся его творческая жизнь, он остается подлинно армянским художником, глубоко национальным по мироощущению и стилю.
Родился Ашот Хачатрян в 1954 году в городе Октемберяне, ныне Армавире, в прошлом одной из столиц древней Армении, а ныне скромном провинциальном городе в Араратской долине. Он рос в большой семье деда в Сардарабаде - месте, освященном памятью героических событий армянской истории. Патриархальный быт, в котором неизменно пользовались предметами, служившими многим поколениям - простой, но любовно сработанной утварью, красочными карпетами ( коврами ) с бога- тым орнаментом с детских лет формировали вкус и пристрастия будущего художника.
Отец, как вспоминает Ашот, постоянно что-то мастерил и внушал детям, что все, за что они берутся, должно быть сделано старательно и хорошо. Ашот запомнил это на- ставление. Но главное - он еще в детстве проникся ощущением ценности традиционной народной культуры, в дальнейшем питавшим его творчество стойкими, хотя и не всегда явно проявлявшимися архетипами.
Его первые еще очень робкие опыты в рисунке относятся к школьным годам. Затем в 1971 году он поступил в Ереванское училище декоративно - прикладного искусст- ва на отделение стекла. Живопись в училище преподавал Акоп Ананикян, интересный и своеобразый художник. Общение с ним имело для Ашота едва ли не большее значение, чем полученные здесь профессиональные навыки, умение ценить пластические качества и возможности материала. Но особенно важным было знакомство с художественной жизнью армянской столицы, в ту пору чрезвычайно интенсивной, насыщенной многооб- разными и весьма смелыми исканиями. Незыблемым оставался авторитет Мартироса Сарьяна - главы национальной школы. В расцвете своего яркого таланта был Минас Аветисян. Разнообразнно и интересно работали художники - репатрианты, прежде всего Акоп Акопян. В калейдоскопе художественных впечатлений Ашот, может быть еще нео- сознанно, выбрал собственные творческие ориентиры - живопись Сарьяна и Минаса.
Окончив училище и отслужив в армии, он поступил в Ереванский педагогический институт. Но вскоре, по совету скульптора Л. Чубаряна, очевидно не видевшего в Ере- ване перспектив его профессионального развития, отправился в Петербург (Ленинград), чтобы продолжить образование в Академии художеств ( Институте им. И. Е. Репина ). Таким образом, с 1977 года судьба Ашота оказалась связанной с нашим городом. Не по- ступив в Академию, он в течение четырех лет посещал ее как вольнослушатель, работая в мастерских Б. С. Угарова, Ю. М. Непринцева, занимаясь рисунком под руководством П. П. Белоусова в мастерской Е. Е. Моисеенко. Один из лучших преподавателей Акаде- мии В. Г. Вальцев, верно оценив возможности молодого художника, посоветовал ему не копировать то, что делают другие, а писать свободно, развивая свою индивидуальность. Этот совет в известной мере определил его дальнейший творческий путь.
В Петербурге Ашот оказался во власти новых впечатлений. Прежде всего - музей- ных. В Эрмитаже его более всего поразили работы Гогена и Ван Гога, в Русском музее - В. А. Серова и Врубеля. Кроме того, многочисленные выставки старого и нового искус- ства, постепенно приоткрывавшие прежде запретные цености. Все это чрезвычайно рас- ширило кругозор художника, но не затронуло глубинных национальных основ его искус- ства.
В этом смысле характерны уже жанровые приоритеты творчества Ашота: портрет, натюрморт и особенно пейзаж. Но пожалуй более всего - специфически национальное чувство цвета - открытого, звучного, порой ослепительного в своей яркости. Именно цвет - важнейшее выразительное средство художника, определяющее композиционную организацию и экспрессию его работ. Даже в тех случаях, когда он гасит его звучание, цвет, насыщенный разнообразными оттенками и модуляциями, сохраняет свое опреде- ляющее содержательное значение в образной структуре его картин.
Колористический дар проявляется уже в ранних его работах («Натюрморт с бананами» 1981). Но полностью присущее ему ощущение цвета, его плотности, насыщен- ности его декоративных качеств раскрывается в более поздних холстах - и в цветочных натюрмортах, исполненных покоряющей витальной энергии, и в натюрмортах с фрукта- ми. Ашот любит писать плоды, наливающиеся жизненными соками - персики и, особен- но гранаты. Их он часто сопоставляет с красным фоном, и многообразие его оттенков словно впитывает яркую влагу, источаемую разрезанными плодами. Нередко именно ощущение цвета становится импульсом для творческой фантазии художника, например - в таких работах, как «Красное лето» ( 1990 ) или «Мир в красных тонах» ( 1996 ), целиком построенных на взаимодействии оттенков красного. Совершенно самостояте- льную экспрессию, свободную от диктата формы, цвет приобретает в картине "Радо- сть" ( 1999 ).
В своих портретах Ашот обычно также ищет определенные цветовые доминанты, призванные адекватно выразить образный замысел. Он часто пишет автопортреты, раз- ные по эмоциональной интонации - от напряженного драматизма и колористической строгости раннего «Автопортрета с белой повязкой» ( 1979 ) до брутального, броского по цвету «Автопортрета с палитрой» ( 1997 ) или исполненного внутренней сосредоточен- ности «Автопортрета» 2001 года. К числу бесспорных удач в этом жанре принадлежит портрет Левона Лазарева ( 1995 ), решенный на контрасте светлой фигуры и орнаменталь- ного фона, который вносит в него черты восточной декоративности, ничуть не умаляю- ющей чисто портретные ценности.
Но основной темой в творчестве художника неизменно остается Армения. Она предстает в его полотнах в своих характерных элементах - горы, дома, деревья, олицет- воряющие природное и человеческое начало, увиденные в нерасторжимом единстве. Он пишет и одинокие глинобитные хижины с плоской кровлей, и тесно спаянные друг с дру- гом «растущие» ввысь и вширь пластически четкие строения и храмы - метафоры люд- ского сообщества. По цвету они близки к горам, ибо созданы из той же плотной субстан- ции, что и каменистые склоны Армении.Чаще всего пейзажи Ашота лишены каких-либо конкретных топографических примет. Лишь в редких работах изображены известные армянские памятники, например - «Монастырь Гехард» (1993).Но и в этом случае худож- ник не стремится к буквальной точности, он создает синтетический образ прославленного памятника. Как, собственно, синтетичен и образ Армении во всех его работах, при том, что они насыщены правдой живого ощущения, наблюдения, переживания.
Ашот пишет Армению и в свежести весеннего цветения ( «Весна» 1991- 1992 ), и в знойную пору лета ( «Полдень» 1994 ), когда земля и дома словно излучают жар южного солнца. Но особенно часто - осенью, когда деревья расцвечены золотыми и красноваты- ми оттенками, или потерявшие листья, кажутся столь же незащищенными от холода и ветра, что и люди.
Все эти пейзажи написаны по памяти, хранящей все самое характерное и близкое мироощущению художника в облике родной страны. Замысел своих картин он фиксирует в небольших композиционных набросках или беглых этюдах маслом, в которых намече- ны основные цветовые отношения. В законченных картинах он обобщает свои воспоми- нания и наблюдения в собирательный образ Армении, как правило, лишенном каких-либо подчеркнуто современных примет. Не случайно одна из работ художника названа «Из глубины веков» ( 1994 ). Ее, как и многие композиции Ашота, можно назвать своеоб- разной архитектурной фантазией, в данном случае, не лишенной некоторой театральнос- ти.
Мир, воссозданный в картинах Ашота, одновременно воображаемый и реальный, одухотворен человеческим присутствием. Жизнь, текущая за глухими стенами домов обычно медлительна и неприметна. В редких случаях она обретает определенное сю- жетное выражение ( «Жертвоприношение» 1996 ). Чаще всего эту жизнь воплощают задумчивые женские фигуры, возникающие в проемах дверей, бредущие вдоль домов, застывшие в безмолвном ожидании или погруженные в беседу. Порой кажется, что они существуют в каком-то вневременном пространстве, как и патриархальные дома и древние горы. Именно так - в ее исконно извечном бытии, увидел и поэтически воссоздал Армению Ашот Хачатрян.
Отдельные произведения художника в течение последних двадцати лет демонстрировались на многих групповых выставках Петербурга. Его картины были показаны и за рубежом - в Германии, Франции, США.