• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Анатолий Георгиевич Филимонов
Россия 1949−2002
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(13.10.1949, пос. Зюкайка Перм. обл. — 01.02.2002, г. Пермь), живописец, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников СССР (1977 г.). Родился в семье рабочего. В 1956—1964 гг. учился в Зюкайской средней школе, в 1964—1967 гг. — в Кунгурском ГПТУ № 58 по специальности «мастер-резчик по художественной обработке мягких пород камня». В 1967—1968 гг. работал художником-конструктором на Перм. заводе им. М. И. Калинина, учился в школе рабочей молодёжи. Окончил Московский технологический институт, факультет декоративно-прикладного искусства по специальности «художник-технолог» (1973 г.). В 1973 г. вернулся в г. Пермь, работал в художественно-производственных мастерских. В 1973—1974 гг. служил в Советской Армии. Участник выставок с 1971 г. Занимался станковой живописью, монументально-декоративным и декоративно-прикладным искусством; постоянно экспериментируя, изучал, использовал и комбинировал самые разные техники и технологии. В 1970-е гг. начал заниматься живописью. В небольших по размеру станковых композициях (картон или оргалит, масло, лак) отразилось мировосприятие художника, его трепетное отношение к земле, близким людям, скрытая грусть и тревога за этот хрупкий мир («Московская улица», «Семейный портрет», «Родной дом», «Конец игры», «Мимесис», «Северная деревня», «Лето»; 1972−1979 гг.). Ряд работ посвящён героическим и культурным событиям истории (диптих «Война», 1975 г.; триптих «Чапаев — герой», 1978 г.; триптих «Эволюция звукозаписи», 1975 г.). В своих ранних работах художник своеобразно интерпретировал традиции «наивного» искусства, увлечение которым было широко распространено в 1970-е гг.: соединение реальности и иносказания, фантазии и иронии, обращение к метафоре; в художественном языке — близость традициям нар. культуры, искусству русского авангарда; раскрытие темы не столько через конкретные события, сколько через воплощение самой атмосферы жизни. Художник обращался к технологии мастеров известных промыслов лаковой миниатюры Холуя, Палеха, Мстеры, с которой познакомился во время студенческой практики. В его работах соединялись приёмы станковой живописи и лаковой миниатюры. Часто использовался тёмный фон, на котором выделяются проработанные фигуры и детали. Многослойная живопись, яркие, сочные или приглушённые краски создавали ощущение переливчатой, драгоценной поверхности; в работах угадываются традиции народной лубочной картинки, ярмарочной вывески (триптих «Мещанство», 1979 г.). В 1970-е гг., наряду с другими перм. художниками (И. В. Лавровой, Л. Ракитских, Г. П. Хоменко, М. Багаутдиновой), занимался батиком (росписью по ткани), который был необыкновенно популярен в советском искусстве того времени. Филимоновым был создан ряд декоративных композиций для различных общественных интерьеров г. Перми: занавес «Цирк» для Перм. цирка (1976 г., 110 кв. м), панно «Музыка цветов» для кафе «Русские блины», композиция «Земля и люди» для пивбара «Нагорный» и многие др. Панно включали стилизованные многофигурные композиции, цветочные и геометрические орнаменты. Работая над оформлением интерьеров, выполнял также декоративные панно, используя различные классические техники. Так, трёхчастное панно «Гостеприимство» для кафе «Русские блины» написано яичной темперой по левкасу с применением сусального золота и серебра. В 1980—1990-е гг. занимался пейзажной живописью, совершил ряд творческих поездок по стране (по Волго-Балтийскому каналу, на оз. Байкал, в Литву, по Перм. краю). Обращался к традициям лирического и романтического пейзажа, русской живописи рубежа 19−20 вв., к современному искусству. Многие его пейзажи полны света и воздуха, написаны в импрессионистической манере; некоторые передают ночное и вечернее сумеречное состояние природы («Под Вытегрой», «Переправа», «Байкал. Ангара», «Ильинский парк», «Чердынь. Музыкальная школа»). Значительный этап в жизни Филимонова был связан с созданием «Библейского цикла» (1995−2000 гг.). В него вошли 46 живописных работ, 4 работы в технике горячей эмали, 7 работ в смешанной технике («Семь дней творения»; эмаль, батик). Небольшие по формату композиции (19×30) представляют знаковые события и персонажей Ветхого Завета («Книга Бытия», «Книги Царств», «Книга „Руфь“», «Исход», «Песнь Песней»). Поиски духовно-нравственного идеала, размышления художника о добре и зле, о непреходящих ценностях отражены в евангельских композициях. Работы «Библейского цикла» отличают оригинальное образное решение, живописное мастерство, своеобразное пространственное построение, выразительный рисунок силуэтов. Филимоновым созданы также живописные циклы «Из истории христианства», «Пушкинский цикл», «Художники России» (1999 г.); «Пермь сто лет назад» (1995−2001 гг.); серия городских пейзажей современной Перми («Ротонда», «Комсомольский проспект зимой», «Театральный сквер», «Улица Ленина накануне 2000 года»). В кон. 1990-х гг. художник увлёкся техникой горячей эмали. В 1997—2001 гг. им были созданы декоративные пласты в технике живописной эмали на стали и меди с последующим обжигом (4-частная композиция «Песня», «Бесы. Достоевский в Перми», «Атлантида», «Мадонна» и др.). Ряд работ был выполнен в технике батика («Кама», «Вход в Иерусалим», «Фреска»); композиция «Воспоминание о Ферапонтове» была сделана в смешанной технике горячей эмали и холодного батика. Произведения А. Г. Филимонова хранятся в Перм. государственной картинной галерее, Перм. краевом краеведческом музее, Челябинской областной картинной галерее, Курганском художественном музее.

Выставки:

Всесоюзные:"Спорт в искусстве молодых", г. Москва, 1971 г.; Выставка молодых художников, посвящённая 50-летию СССР, г. Москва, 1972 г.; «Молодость страны», г. Москва, 1976 г.; «Художник и время», г. Москва, 1987−1988 гг.;

Республиканские: «Молодость России», г. Москва, 1976 г.; «Советская Россия», г. Москва, 1987 г.;

9-я выставка художников России, г. Москва, Манеж, 1999 г.; «Болдинская осень». Выставка художников России, г. Москва, ЦДХ, 1999 г.; «Имени твоему»: к 2000-летию христианства, г. Москва, ЦДХ, 2000−2001 гг.;

Зональные:"Урал социалистический", г. Уфа, 1974 г.; «Урал социалистический», г. Тюмень, 1979 г.; «Урал социалистический», г. Свердловск, 1985 г.; «Урал», 7-я художественная выставка, г. Курган, 1991 г.; «Урал», 8-я региональная выставка художников Урала, г. Уфа, 1997 г.;

Областные: с 1974 г.

Зарубежная: «Пермские художники: любимая земля», Ганновер (Германия), ЭКСПО 2000;

Международные: «Арт-Пермь», г. Пермь, «Пермская Ярмарка», 2000−2002 гг.;

Групповые, тематические:"Молодые художники Перми", г. Москва, 1981 г.; «Выставка четырёх», г. Пермь, ПГХГ, 1981 г., «Выставка 14-ти», г. Пермь, 1988 г.; «Эпоха, власть идей, художник. Искусство Перми. ХХ век», г. Пермь, ПГХГ, 1998 г.;

Персональные: «Горячая эмаль», г. Пермь, библиотека им. А. М. Горького, 1996 г.; «Путь к храму», г. Пермь, Муниципальный выставочный зал, 1998 г.; Декоративно-прикладное искусство, г. Кунгур, лицей № 58, 1999 г.; г. Пермь, галерея «Марис-Арт», 2004, 2006 гг.

(Источник: Энциклопедия «Пермский край», И.П. Федотова)

Читать дальше