Живописец, график. Заслуженный художник РСФСР (1972), народный художник РФ (2004). Член Союза художников СССР (1964). Живет и работает в Вологде с 1959 г. Участник выставок с 1959 г. Автор тематических картин и графических серий, посвященных женщинам вологодской деревни.
Звание народного художника Российской Федерации было присвоено Джанне Таджатовне Тутунджан лишь в 2004 г. Но поистине народная любовь и уважение сопровождают ее произведения на протяжении всех лет творческой деятельности.
Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Закончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1959). Училась в мастерской М.М.Черемных и Н.А.Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.
После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.
Постепенно путевые рисунки и этюды обрастали плотью размышлений, превращаясь в обобщенные, философски мудрые картины и портреты. Пожалуй, ни один из вологодских художников так емко и глубоко не изобразил судьбу русского вологодского крестьянства, как это сделала Тутунджан. Ее дар художника-монументалиста и человеческая сердечная чуткость соединились, чтоб через образы деревенских женщин, девочек, старух поведать миру о духовной красоте, мудрости и стойкости народного характера.
Этой теме были посвящены ее «Сергиевские листы» – откровенные и сокровенные рисунки, которыми Тутунджан взволнованно вошла в вологодское искусство. «Про хлеб, про соль», «Сама себе хозяйка» – героини ее графических произведений сродни литературным образам Василия Белова, Александра Романова, Ольги Фокиной, в творчестве которых деревенская тема нашла свое особое выражение. И удивительно, вологодские писатели и поэты – «деревенщики» приняли и поняли ее, москвичку с армянской фамилией, признав в ней родную душу. Главным выразительным достоинством графики Тутунджан стал лаконичный реалистический рисунок. Поданные крупным планом женские лица, изборожденные морщинами, заглядывали в душу зрителя своими умными, все понимающими глазами, как будто искали в них поддержки, а на самом деле просто рассказывали о своей судьбе. Постепенно для расширения сюжетной линии рисунков, их смыслового обогащения Джанна Таджатовна намеренно начала вводить в них текстовое дополнение. Как человек творческий, обладающий к тому же литературными способностями, она использовала «слово» не только как элемент текста, но и как изобразительный элемент. Так появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», поражающие нас живостью бытовой зарисовки и яркой фольклорной выразительностью своих текстов. Испугавшись их откровенной правдивости и двойной силы воздействия – изобразительной и литературной, чиновники от искусства на одной из выставок вологодской графики в Ленинграде в начале 1980-х гг. настоятельно попросили убрать их из экспозиции.
Когда художнице задают вопрос о том, что ближе ей как творцу: живопись или графика – она отвечает: «Графика – мои корни, живопись – крона». В арсенале большого художника все средства гармонично едины и подчинены одной цели – творчеству. У Тутунджан мы можем говорить о графичности живописных произведений и о наполненности живописными ассоциациями ее графических композиций. Графический элемент выразительного силуэта всегда дополнен символикой живописного цветового пятна. Так, мягкий красный цвет в одном случае символизирует жизнь и тепло домашнего очага («Гори ясно»); в другом, контрастируя с черным, загорается пламенем пожара («Пожар»). И вместе с этим в каждой картине художника подчеркнута живая связь с натурой. Она пишет современных людей и современную жизнь. Практически каждое этапное полотно Тутунджан по глубине замысла и лаконизму выразительной формы – это социальный жанр, где частный мотив перерастает в обобщенный образ-символ. «Незабудки» (1969) и «Гори ясно» (1976), «Пожар»(1991), «Вольному – воля» (1996) и «Берегиня» (2001) – картины одной темы, хотя созданы в разные годы и разделены десятилетиями. Начатый еще в самом начале творческого пути диалог художницы со зрителем о смысле жизни человеческой продолжается и сейчас.
Наверное, самые животрепещущие вопросы современной жизни сосредоточены в «деревенских» работах Тутунджан. Ее любимые героини, пережив войны и революции, не растеряли самого главного – веры и надежды. Именно они, эти крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются «корнем рода» человеческого, его «надёжей». Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не боящаяся взять на себя роль «Берегини».
Выразительные средства, которые использует в своих живописных произведениях художница, невольно отсылают нашу память к русской иконописи. «Фресковым» называли многие исследователи язык ее монументальных картин, и сама Тутунджан использует в них притчу как сюжетную канву. Ее деревенские герои сродни средневековым святым и мученикам, только не легендарным, а живущим сегодня на нашей земле. Да и названиями своих картин она «будит» нашу национальную память: «Несущий свой крест», «Матушка царица небесная», «Троица», «Всевидящее око»…
«По правде и по совести» художница ведет диалог со зрителем практически в каждой своей работе. В жанре портрета она обращается к людям хорошо знакомым и любимым, проповедуя и утверждая через них идеал духовной красоты и богатства. Наверное, потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а цвет и изобразительные детали помогают раскрыть главное, что ценит она в их характере: творческий порыв, увлеченность, преданность.
Выставки Джанны Таджатовны обычно собирают самую большую аудиторию. В чем же феномен популярности произведений Тутунджан у публики? Конечно, не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим в провинции, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры.
Литература:
1.Белов В.И. Постижение //Литературная Россия. – 1969. – 7 ноября.
2.Герчук И. Тихая графика // Творчество. – 1971. – № 1.
3.Голенький Г. Познанье сути бытия // Художник. – 1977. – № 1.
4.Воронова О.А. Художники Вологды. – Л., 1979.
5.Романов А.А. Правда Джанны Тутунджан // Искры памяти. – Вологда, 1995.
6.Джанна Тутунджан. Родниковая страна. Альбом-каталог юбилейной выставки /Автор-составитель Дементьева Г. В. – Вологда, 2001.
Источник: Л.Г.Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X