Регистрация
Сады и огороды в живописи • 26 июня-2 июля
Сады и огороды в живописи
9 статей  •  1 тест
Марина Владимировна Талашенко
Марина Владимировна Талашенко
Марина
 Владимировна Талашенко
Россия родилась в 1946
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родилась в 1946 г. в Москве в семье художника. В 1969 г. закончила художественное училище «Памяти 1905 г.». Вступила в МСХ в 1974 г. Жанр: портрет, натюрморт, композиция. Участник московских, всесоюзных, международных выставок. Работы находятся в музеях: Третьяковской галерее, Магнитогорской картинной галерее, Петрозоводском художественном музее и др. и за рубежом, а также в музеях и частных коллекциях страны и за рубежом.

(Источник: сайт Московского союза художников)

Родилась 16 августа 1946 года в Москве в творческой семье. Ее отец, Владимир Иванович Талашенко, был художником, а мама, Людмила Михайловна Николаенко, писала стихи для детей. Эти светлые, ясные и глубокие стихи в свое время высоко оценил и рекомендовал к публикации К. И. Чуковский.

Семья жила трудно. Владимир Иванович преподавал в школе рисование. У Людмилы Михайловны в издательстве «Малыш» очень редко, но все-таки выходили тонкие книжки стихов. Марина плохо вписывалась в школьную жизнь. Ее несколько раз выгоняли из школы за неуспеваемость. Эти «линейки» с публичным шельмованием и

криками «Позор двоечнице Талашенко» она запомнила навсегда. Может быть, тогда она научилась выстаивать одна. Мама так переживала и «бушевала», что ее лучше было ни во что не посвящать. Отец был мягче, но все рассказывал маме. Так появлялись фальшивые дневники со сплошными тройками вместо сплошных двоек.

Лучшее время было, конечно, лето. В деревне можно было лазать с мальчишками по деревьям, ходить в лес, жечь костры, купаться. Зимой был московский двор с его «дружбами», предательством, жгучими тайнами. Друзья у нее были, в основном, мальчишки или девочки помладше, или совсем малыши — те, кто не оценивают. И еще звери: собаки, кошки, ручной воробей, которого подобрали и вырастили. Зимой она ходила в зоопарк — кормить зверей, убирать за ними клетки. Отец взял ее однажды в манеж, и лошади стали для нее самым главным на многие годы. Позже она говорила, что единственное, чем еще могла бы, наверное, заниматься в жизни, кроме живописи, была работа с животными — кормить, выхаживать. Это был особый дар сопереживания, интуитивного знания, изобретательности, нежности и решительности.

Рисовать Марина начала поздно, когда ей было 16 лет. Это был домик - красный с зеленой крышей, акварелью. Такие обычно рисуют дети лет восьми. Маме понравилось. Она стала… запрещать и отговаривать рисовать, зная, что только запретный плод сладок. Марина рисовала. Ее отвели в студию рисования при Дворце пионеров. А летом этого первого

«рисовального» года молодой педагог И. И. Омельченко вывез свою студию в Крым — на этюды. Эта поездка и этот человек повернули Маринину жизнь в другое русло.

В1965 году Марина поступила в удожественное училище памяти 1905 года. Этот период учебы она впоследствии вспоминала, в основном, как борьбу с соц. реализмом.

В1969 году после окончания училища она вступила в молодежное объединение МОСХА

В числе своих учителей Марина называла И. И. Омельченко, Л. М. Нижнего, Ю. Г. Седого, А. М. Дубинчика, который являлся руководителем ее дипломной работы и вопреки воле и мнению которого, она написала свою дипломную работу отнюдь не в манере соц. реализма. Г. Е. Никольский — известный анималист, был настоящим мэтром для молодой художницы («Портрет

мастерового"(Г.Е Никольского) 1971. Несколько лет в качестве «подмастерья» помогая художнику в его мастерской, она усвоила навыки работы по 10 — 12 часов в сутки и удивительную преданность своему призванию, которому оставалась верна во всех обстоятельствах жизни.

Однако, наверное, самым главным ее учителем в искусстве и в жизни долгие годы оставалась мама. Любовь к жизни как Божественному дару, внимательное и сострадательное отношение к людям, аскетизм в быту, независимость от социального заказа, любовь к поэтическому слову, к искусству как открытию смысла жизни — всему этому Марина училась у матери. («Материнство» 1981). Неслучайно, последней незаконченной работой Марины является портрет умирающей матери («Портрет Милы» 2007)

Отец также сыграл большую роль в формировании ее личности и таланта. Она обязана отцу высокой художественной культурой и вкусом, большой требовательностью к себе, скромностью, тонкостью восприятия.

В ноябре 1974 года она стала членом Союза Художников СССР. В период с 1972 по 1985 годы Марина активно участвовала во Всесоюзных молодежных выставках., .в совместных выставках с венгерскими художниками. В эти годы она начала выставляться за рубежом: приняла участие в XL Биенале в Венеции, в выставке «Традиции и поиск» в Париже, в выставке «Традиции и современность» в Дюссельдорфе.

Это было время творческих поездок. Она побывала на Кольскомполуострове, на Дальнем Востоке, в Карпатах, в Средней Азии, на БАМе, на Байкале, в Иркутске, в Улан-Удэ. Марина привозила яркие, независимые работы («Гегемон» 1976,

«Чайки"1983).

Первый период — лирический, поэтичный («Художник и модель» 1971, «Внук"1972, «Зимний день» 1976, «Март"1976, «Бабушка приехала» 1977) сменился периодом картин — притч («Материнство» 1981, «Отец"1981)

Перестройка, ударившая по государственному финансированию всех областейкультуры, стала тяжелым периодом. в жизни Марины Это было время большого одиночества, мучительного поиска внутреннего пути и правды («Автопортрет с закрытыми глазами» конец 80-х., «Мишень"1988. Большие социальные сдвиги 90-ых годов нашли отражение в ее работах., где героем становится толпа («Вокзал"1992, «Сеанс»). Постепенно толпа обретала лица. Каждый в толпе становился важен и неповторим («Каждый"1990)

В 90 -е годы она организовала в своей мастерской художественную студию для детей. Эта работа с детьми не только «кормила», она давала радость, давала окрепнуть ее новому «христоцентрическому» пониманию жизни Этот последний период дал прекрасные иллюстрации к трем книгам, огромное количество графических работ -пейзажей Тверской земли, где Марина с

матерью проводили ежегодно 4−5 летних месяцев, иллюстрации к Псалмам, «Энциклопедию Страданий» — около 600 рисунков, задуманных как

иллюстрации к гомеопатической энциклопедии А. И. Никанорова и имеющих, несомненно, самостоятельную художественную ценность. В этот период возникают наиболее самобытные, яркие, ни на что непохожие «человечки» («Душа"1993, «Благовещенье» 1999, «Бродяжка (Я забыт в сердцах как мертвый») 1998. «Двое» 1998, «Человек» 2003. Иллюстрируя отдельные строки Псалмов, Марина обнаружила глубину, где по выражению апостола Павла, нет «ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского», где возраст — условность, где Человек и Бог глядят друг на друга с любовью, радостью и ожиданием встречи.

(А.Николаенко 15 апреля 2008 года)

.

Читать дальше

HELP