Регистрация
Клавдий Петрович Степанов
Россия 1854−1910
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Видный московский монархист, редактор газеты «Московский голос», сотрудник «Московских ведомостей».

Родился близ Москвы в дворянской семье. Закончив основанный М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым московский Лицей Цесаревича Николая, поступил в С.-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Еще будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, где за свои успехи в рисунке был удостоен малой поощрительной серебряной медали. По окончании университетского курса добровольцем участвовал в русско-турецкой войне 1877—78, служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны состоял в течение 2-х лет на государственной службе чиновником особых поручений в Министерстве финансов. В 1880 вышел в отставку и занялся живописью. Уехал за границу, купил вблизи Флоренции постройки старого монастыря и жил там ок. 20 лет. Писал в основном небольшие картины преимущественно с фигурами эпохи Возрождения. В 1888 получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. Лучшими его произведениями считаются: «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887), «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888, в Третьяковской галерее), «Скупой» (1888), «Торговец» (1889), «Музыкант» (1890), «Пир у Лауры» (1893) и др. В н. ХХ в. вернулся на родину, сблизился с кружком московских славянофилов, с 1903 начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», которую редактировал в то время В. А. Грингмут. В своих статьях и устных выступлениях проявил себя «горячим врагом беспочвенного русского западничества». Много писал по крестьянскому и земельному вопросам (часто совместно с сыном выдающегося русского мыслителя-славянофила А. С. Хомякова Д. А. Хомяковым). В 1906—07 основатель и редактор-издатель славянофильской газеты «Московский голос». Печатался также в газете «Русская земля». Участник монархического движения со времени его возникновения, член «Кружка москвичей». 17 янв. 1906 в числе др. видных московских монархистов (Ю. П. Бартенева, П. Б. Мансурова, В. Н. Ознобишина, проф. Н. М. Павлова, Д. А. Хомякова, кн. Н. В. Шаховского и др.) Степанов подписал «Отзыв на „Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 окт.“», имевший широкий резонанс в монархических кругах. 16 февр. 1906 Государь принял депутацию Самодержавно-монархической партии Иваново-Вознесенска, обращаясь к которой произнес вдохновившие всех монархистов-черносотенцев слова: «Самодержавие же Мое останется таким, каким оно было встарь» (См.: Царственные мученики и русские патриоты). В ответ Степанов составил и опубликовал восторженное воззвание «Православные люди, радуйтесь». Участвовал в работах Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907, на котором совместно с Д. А. Хомяковым сделал доклад по земельному вопросу. Присутствовал он также и на Съезде Русских людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский» съезд), на котором был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии для завершения работ съезда. Кроме того, Степанов до дек. 1908 был одним из вице-председателей весьма влиятельной общественной организации Аксаковского литературного и политического общества в Москве.

Степанов выступал и по некоторым теоретическим вопросам. Знавший не понаслышке политическую систему Запада, он протестовал против механического перенесения европейских политических институтов на русскую почву. Он обращал внимание, что у русских и европейцев различается даже само представление о принципе выборности, подчеркивая, что Русскому Народу чужда идея избрания своих «представителей», русские выбирают представителей разве что в торжественных случаях для поздравления, а вот избрание «выборных для нарочитого дела и в деле том сведущих» вполне входит в наше народное понимание. Наибольший интерес представляет его доклад «О праве челобитных», прочитанный в общем собрании московского «Кружка дворян» 15 нояб. 1907. Степанов указывал, что крепость Самодержавия зависит от единения Царя с народом. Однако форма единения в виде Государственной Думы не является самой лучшей, «самый естественный путь к такому единению это непосредственное единение народа с Царем посредством челобитных». Главное, полагал он, выработать нормы и условия, при которых челобитные доходили бы до Государя и достигали своей цели. На взгляд Степанова, эта проблема решается просто: Государь должен даровать право челобитных обществам и союзам, как «особое признание со стороны Верховной Власти полезности их общественной деятельности и желательности непосредственного общения с ними». Значение права челобитных состоит не только в том, что это — путь к единению народа с Царем, но и «могучий рычаг к поднятию общественной самодеятельности». Поэтому он предлагал монархическим организациям взять в свои руки возбуждение этого вопроса. «Только широкое развитие соборного начала и общественной самодеятельности призвано вывести Россию из того тягостного положения, в котором она находится», — заключал Степанов.

Любимым детищем последних лет жизни Степанова была основанная им при Донском монастыре иконописная школа. При такой вовлеченности в общественную деятельность он находил время и для творчества. Его кисти принадлежала вся стенная живопись в храме-усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Этот его труд очень ценили и любили москвичи, можно сказать, что роспись храма-усыпальницы стала его лучшим художественным произведением. Напряженная работа подорвала здоровье Степанова, он слишком поздно согласился на уговоры врачей ехать на лечение в Ялту, где летом 1910 скончался. Справедливо заметил автор одного из некрологов: он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».

Соч.: К современному положению России // Московские ведомости. 1905. № 46; О представительстве // Московские ведомости. 1905. № 66, 189; Самодержавие и представительство. М., 1905; Задачи русской политики // Московские ведомости. 1905. № 142; О праве челобитных. (Докл., чит. в общ. собр. Кружка дворян в Москве 15 нояб. 1907). М., 1907; Драгоценное достояние Русского Народа // Московские ведомости. 1909. № 101.

Лит.: Некролог // Исторический вестник. 1910. № 8, 9; Некролог // Московские ведомости. 1910. № 164; Некролог // Новое время. 1910. № 12336.

(автор статьи -Степанов А.)

Читать дальше

HELP