Родился в Ярославле. Умер в 1947 г. в Москве. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1904-1907). Прошел военную службу на Балтийском флоте (1907-1909). Руководил изостудией Пролеткульта в Москве (1923-1925). Преподавал в Художественном техникуме им.1905 года, в Ярославском художественно-педагогическом техникуме (1925-1935), в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве (1936-1938). С 1938 г. член Союза художников. В марте 1938 г. репрессирован. Приговорен к 7 годам ИТЛ. Срок отбывал на станции Тайга Кемеровской обл. на общих работах. В письмах посылал друзьям миниатюрные пейзажи, выполненные в сложной технике. Весной 1943 г. "актирован" и выпущен из лагеря как безнадежно больной. Восемь с половиной месяцев пролежал в больнице, после чего с невероятными трудностями нашел пристанище и место руководителя изокружка в Доме пионеров города Рыбинска. В 1947 г. тяжело больного перевезли в московскую больницу им.Склифосовского, где он и скончался. В 1958 г. реабилитирован.
Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в 1904- 07 гг. учился в СХПУ, не закончив его) и не входил ни в одно из художественных объединений. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем - начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.
В живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы "Страстей", изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории ("Французская революция").
После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала. Замечаемый серьезной критикой, художник тем не менее все больше ощущает свою невостребованность: работы выставляются редко, подготовленные иллюстрации не печатаются в книгах (исключение - "Орлеанская девственница" Вольтера, "Acadeinia", 1935).
Кормит его лишь преподавание: в 1919-21 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-25-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-29-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле; в 1936- 38 гг. - в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
Драматический итог судьбы - арест в 1938 г., семилетний приговор, Тайгинский лагерь в Сибири; созданные там рисунки (на крошечных клочках, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами) относятся к лучшим творениям художника. Досрочно освобожденный по болезни (1943), Соколов поселяется в Рыбинске.
В июне 1947 г. он приезжает в Москву хлопотать о снятии судимости. Он посещает выставки, строит планы на будущее. Но тяжелая болезнь приковывает художника к постели и вскоре обрывает его жизнь.