войти
опубликовать

Николай
Иванович Смирнов

Россия • родился в 1921

Биография и информация

Живописец. Член Союза художников СССР.

Один из старейших тверских художников . Он родился в 1921 году в несуществующей уже деревне Гудово по Старицкому шоссе. Сколько пережили люди первой половины двадцатого века! Свой век они отшагали достойно и на редкость насыщенно, их сегодняшний отдых и вправду заслуженный. Николай Иванович Смирнов , член Союза художников РФ, - не исключение. Свою творческую биографию он начал - страшно сказать - еще до войны. Шестнадцатилетним подростком увлекся рисованием, свой путь в искусстве начал в товариществе тверских художников , став учеником живописца Борисова. Борисов же возводил свой художнический генез от Ильи Репина. Поэтому объединение в шутку называло себя репинскими осколками, или внучатами.

Как многие сверстники, в 1941 году молодой художник ушел на фронт, участвовал в обороне Киева, был тяжело ранен под Конотопом. Год провел в госпиталях. Один из осколков (уже не репинских, а самых настоящих, смертоносных) задел правую руку, перебив сухожилия. Для живописца это почти профессиональный приговор. Но Смирнов не сдавался. Сначала научился писать левой рукой, затем разработал раненую руку. Война потом долго не отпускала художника , отражаясь во многих картинах, наиболее сильное впечатление производит полотно «Портрет санинструктора».

Главным героем произведений художника Смирнова стал его современник, ударник промышленного и сельскохозяйственного производства, как тогда говорили, знатный производственник. Это не пустые слова, отлетающие как шелуха от зерна. Пафос труда явился основным в таком явлении искусства, как соцреализм. Героем той, уже ушедшей эпохи выступил человек труда, рабочий, колхозник, интеллигент. Неумолимый бег времени и кардинальная смена ценностей заставили нас почти забыть те, некогда громкие имена. И как легко теперь, спустя годы, критиковать прежние идеалы! Но все-таки будем благодарны художникам ушедшей поры. Маяки тех лет - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Любовь Парфенова, Герой Социалистического труда Евдокия Сапунова, многие другие - останутся в истории во многом благодаря картинам художника Смирнова и его братьев по цеху.

Чем же было искусство социалистического реализма? Соцартом? Государственной пропагандой? Агиткой? Или даже выгодной халтурой? Думается, что ответ на вопрос зависит от отношения каждого конкретного художника к своей работе. Одни делали свою работу честно, другие не скрывали циничного отношения к своим героям. Смирнов - из числа первых.

Да, были тогда и государственные заказы. Например, рисовали вождей - членов политбюро. К такой работе подходили ответственно. Николай Иванович рассказывает, что еще очень молодым художником ему довелось рисовать Сталина, с фотографии, разумеется. Работу выполнил в срок и с качеством, устроившим заказчика. Но условленный гонорар тогдашний председатель горисполкома (по-нынешнему мэр) сократил вдвое: сказались представления о труде художника как о чем-то легком, несерьезном. Спасибо, что не посадили, придравшись к какой-либо оплошности. С тех пор Смирнову стали доверять рисовать большие портреты тогдашних руководителей страны. К большим государственным праздникам - 7 ноября, Первому Мая - их вывешивали в Калинине на Советской площади, лишая обитателей нескольких квартир в доме с «Вулканом» солнечного света. Фотографии для портретов утверждали в Москве, на Политбюро и загодя рассылали по городам. Гигантские картины рисовали по квадратам, мозаично, особое внимание уделяя прорисовке наград. Со временем старые картины обновляли, подрисовывая дополнительные Звезды Героев. Последним заказом художника был портрет Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко. Николай Иванович нарисовал полотно, но его не успели вывесить: герой скончался. Художнику заплатили 70 процентов от обговоренной цены. Это был 1985 год, когда руководить страной стал Горбачев. Его портретов на площадях уже не выставляли.

Посвятив соцреализму значительную часть своей творческой жизни, Николай Иванович в то же время душевно всегда был близок импрессионизму. Он трактует импрессионизм как понимание воздуха в картине, особенно выделяя пейзажи сезанистов. Пейзажи - подлинная любовь старого мастера. В отличие от парадных соцреалистических портретов пейзажи (а их у старого мастера немало) исполнены именно в импрессионистической манере.

Горячий ключ, знаменитая Академическая дача... Смирнова приглашали на творческие пленэры не как портретиста, а как пейзажиста. Постепенно в мастерской художника сложилась коллекция работ, достойная восхищения. В ней провинциальные пейзажи, малые города России, колокольни, набережные, неясные очертания церквей, весенняя талая вода рек… Небеса, разливы рек, поля, снега, белые церкви словно сходят в перспективу с картин и живут своей второй жизнью. Художнику удалось по-новому нарисовать вечный предмет изображения многих живописцев - Россию. Хорошо знакомый с миром среднерусской природы, владеющий цветом, формой, фактурой, передающий тонкость тонов, художник стремится запечатлеть мгновения, по-фаустовски остановить миг.

Николай Иванович и сегодня продолжает жить полноценной творческой жизнью, его работы можно увидеть на многих выставках. Произведения художника Смирнова хранятся и в государственных галереях, и в частных собраниях, в том числе и зарубежных. Позади почти семьдесят лет жизни в искусстве… Творчество Николая Смирнова давно стало частью художественной истории тверского края.

(Александр Бушев. Тверская жизнь, статья "Реалист и импрессионист" 9 августа 2005 (вторник) 25755 - 144)