Во время становления отечественного искусства в середине XVIII века имел место интереснейший случай, когда группу придворных певчих-подростков, ввиду их возмужания с сопутствующей ломкой голосов, передали на обучение художественному делу. Среди юношей был и Иван Семенович Саблуков, который попал в ученики к известному живописцу графа П.Б. Шереметева — И.П. Аргунову. Невероятно, но данный эксперимент оправдал себя: многие хористы добились больших успехов в новом для них искусстве, став со временем академиками живописи. Подобный путь прошел и И. Саблуков.
В 1762 году он становится адъюнктом Академии, а уже в 1765 году удостаивается звания академика портретной живописи. К сожалению, работ, заведомо принадлежащих кисти И.С. Саблукова и дошедших до нашего времени, всего несколько. Приведенные здесь воспроизведения портретов дают некоторое представление о таланте и стиле художника. Заметим, что в те же годы, что и И.С. Саблуков, звания адъюнкта, а затем и академика получил и Ф.С. Рокотов, один из блестящих русских портретистов. Какие-то косвенные выводы можно сделать из данного сопоставления.
Надо сказать, что в первое десятилетие царствования Екатерины II только создавалась система художественного образования в стране: становилась на ноги Академия, делались попытки создания художественных классов и школ в стране. Устроителем первой провинциальной рисовальной школы при Харьковском коллегиуме и стал в 1767 году И.С. Саблуков. И за это ему наша признательность.