войти
опубликовать

Николай
Алексеевич Ротко

Россия • родился в 1944

Член Союза художников СССР (России) с 1977 года. График, живописец. Заслуженный художник РФ (2003).

Родился в 1944 году в пос. Абагур-Лесной Кемеровской области. В 1968 году закончил Иркутское художественное училище. Участник выставок с 1969 года. В 1976 году был награжден премией Ленинского комсомола и дипломом I степени Министерства культуры СССР и Союза художников СССР. Принят в Союз художников СССР в 1977 г. Жил и работал в г. Новокузнецке и Москве. В настоящее время проживает в Новокузнецке.

 

Николай Ротко никогда не стремился к эффектности, интуитивно оберегая себя от давления сложившихся в советском искусстве сюжетов и композиционных построений. Так или иначе, Ротко сумел найти самостоятельный путь в искусстве. В большинстве случаев в экспериментальных сериях художника трудно выделить произведение, отражающее итоговый осознанный результат. При этом живописец позволяет зрителю участвовать в формировании образной метафоры, познании ее смыслов. Закономерности пространственного и цветового бытия превращались художником в символические знаки предметных форм, в которых реализовывалась живая фантазия и « первичность». Думается, прежде всего поэтому Ротко, чьи первые произведения появились еще в конце 60-х годов, не суждено было войти в критические обозрения выставок. Впрочем, была для этого и другая причина. Уже тогда дала о себе знать инаковостъ его живописной пластики, ритмов, поисков действенной выразитель ности. Во многих своих картинах Ротко налагает друг на друга или тесно стыкует между собой цветовые плоскости, фактурные образования и связанные с ними графические формы, создающие высокое напряжение, то драматическое, то праздничное, то контрастно изменчивое.

Использует Николай Ротко и иные средства художественного описания пространства. Зачастую, ведущая роль отдается им объемно-ритмическим структурам, близким по своим параметрам к скульптуре. У влекается также художник в последние годы поисками светоносности картины. Свет также служит тому, чтобы увеличить напряжение, вмешаться в насыщенное бытие живописной фактуры, уве личивая духовную экспрессию образов.

Свой пластический стиль Николай Ротко обретал постепенно. И все этапы становления Николая Ротко как художника и выработки им собственного стиля неразделимы с землей, на которой он формировался. Родина: поселок Абагур Кемеровской области, тайга. Бескрайность просторов и в то же время заброшенность, казалось, за самые дальние пределы мира. Пристрастие к рисованию как необъяснимый импульс появилось именно там . Далее - повезло со школой: обучение Николай проходил в Иркут ске, где он получил «навыки ремесла» с довольно раскованной манерой письма и вдумчивым отношением к пространственному построению композиций . В начале 70-х годов последовал неоценимой важности опыт неофициальной школы уже в Москве и столичных окрестностях - учеба в сту дии Евгения Абрамовича Розенблюма . Именно здесь параллельно с изучением актуального художественного процесса Запада впервые проявляется возможность реализации искусства, понятого теперь как способ обретения личной, персональной свободы. Одновременно в этот период уже не столько обучения, сколько самообретения происходит и близкое общение со старшим другом, тоже во многом наставником - Евгением Струлёвым, одним из лучших художников поколения семидесятников .

И уже после возвращения в Новокузнецк Ротко нео жиданно избирает путь монументальной керамики, что было вполне в его манере самоиспытания, еще один длительный этап на пути к самому себе. И это время не прошло даром. Уроком для его станкового творчества стала подчеркнутая трехмерность фигур. Таковы первые живописные серии Николая Ротко – «Музыка», «Волхвы».

Краски Ротко проходят цикл, подобный созданию древнерусских фресок. Сам цветовой строй некоторых его работ в характерной пластичностью сочетает цветовые гаммы естественно и органично, подобно порожденному природой прекрасному растению. Из способа окраски предметов цвет у него при обретает самоценное звучание, образуя новое единство, подобие мистериального хорала, в котором горение каждой отдельной краски не затмевает, но усиливает соседнюю. Именно цвет является доминантой, связующим его самых разнородных пластических поисков. Одним словом, цвет у Ротко - это аксиома.

Перейти к биографии