войти
опубликовать

Гюнтер-Фридрих
Германович Рейндорф

Россия • 1889−1974

График, нар. худ. СССР (1969), чл.-корр. АХ СССР (1958). Учился в Центр. уч-ще техн. рисования в Петербурге (1905-13). В 1920-41 преподавал в Таллинском худ.-пром. уч-ще, в 1950-58 - в Таллинском худ. ин-те, с 1951 профессор. Пейзажные станковые рисунки («Знойные дни августа», 1955; «Надвигается гроза», 1959), кн. илл. (к сказкам А.С.Пушкина, 1946-47) и др. работы.

Родился в Петербурге. Получил художественное образование в Училище Штиглица, педагогическую практику которого отличала прикладная направленность. Здесь формируются творческие установки художника, определяется интерес к пейзажу, который в его творчестве впоследствии занял центральное место. В качестве стипендиата Училища в 1913-1914 годах Рейндорф совершенствуется в Париже и Испании, работа в "Экспедиции заготовления государственных бумаг" в Петрограде и в Москве в Гознаке оттачивает техническое мастерство графика.

С 1920 года Рейндорф - в Эстонии. Он преподает в Таллинском художественно-промышленном училище, работает консультантом Государственной типографии, увлекается техническим экспериментированием, принимает участие в оформлении празднеств, но пейзажная графика в его творчестве остается доминирующей. В эти годы Рейндорфом выполнены большие серии, посвященные острову Пакри (1921), южной Эстонии (1922), старому Таллину (1923-1924), северному побережью и южной Эстонии (1925), островам Суурсари и Тютарсаар (1926). С жанром пейзажа связаны интересы художника и в 30-е годы - он много работает на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина.

Эмоциональный диапазон работ этого времени достаточно широк, но мастера больше привлекают сюжеты трагического плана. Ощущение драматизма бытия проявляется в излюбленных мотивах художника - узловатых соснах, выстоявших или поверженных, рыбообразных корпусах лодок, готовых противостоять натиску моря, диковинных пнях. В пластической форме открывается зрителю смысл материального мира, утверждается торжество жизненной энергии вечно обновляющейся природы.

Годы фашистской оккупации Рейндорф проводит в рыбацкой деревушке Хаапсе, посвятив себя станковой графике. Графическая экспрессия гравюр "Вечер на острове Вормси" (1943), "Вечерний пейзаж" (1944) порождает чувство тревоги и подавленности, передает душевное состояние мастера.

В послевоенное время в творчестве Рейндорфа рубежным этапом становится серия об Армении, выполненная в 1946 году. Создавая обобщенный образ природы Армении, мастер ищет верные соотношения части и целого. Перспектива открывает лик древней земли. Складки земной коры узнаются в контрастах светлого и темного, в тщательно проработанных или едва намеченных деталях проступают кристаллические объемы храмов, обозначаются долины - такой предстает Армения в работах "Горы близ деревни Бжни", "Развалины часовни", "Долина реки Сап".

Опыт поездки в Закавказье осмыслен в графической серии 1947 года. В листах этого цикла, "сочиненных" по натурным эскизам, ощутимо тяготение к обобщению и символике. Отдельные мотивы слагаются в "мифологические" пейзажи побережья, являя символические образы природы Севера. Пафосом природной мощи и силы проникнут рисунок "На побережье". Декоративная красота, богатство композиционных приемов - низкий горизонт, приближенная точка зрения - усиливают эмоциональную насыщенность серии.

На рубеже 40-50-х годов художник много сил отдает книжной иллюстрации ("Мертвые души" Н.Гоголя, "Следы на песке" И.Семпера, "Рассказы о Даугаве" Ю.Ванага), которой начал заниматься в 1941 году. Наиболее значительны иллюстрации к "Сказкам" А.Пушкина (1949) и "Старинным эстонским народным сказаниям" Фр.Крейцвальда (1945-1951). Озорство и лукавство "Сказок" не вполне отвечали наглядной манере мастера, несравненно оригинальнее его рисунки к "Сказаниям" Крейцвальда. Пространства, населенные фантастическими существами, гротеск пропорций и разномасштабных сочетаний и в то же время максимальная достоверность формы поражают сказочной атмосферой.

В 1950-1958 годах Рейндорф преподает в Государственном художественном институте Эстонской ССР. Зрелость стиля художника с особой силой раскрывается в работах второй половины 50-60-х годов. По мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955-1956) и острова Сааремаа (1958-1959) им выполнены серии, составляющие пейзажную поэму Эстонии. Хранимые в памяти впечатления синтезируются художником в обобщенные картины родной земли - "Стелется ночь", "Жаркие дни августа", "Вечер над озером", - конкретные и символические одновременно. Рейндорф стремится к полной досказанности, однако повествовательность изображения и завершенность каждого элемента не разрушают цельность композиции. Осязательность форм достигается изощренным владением карандашной техникой. Светлое, безмятежное чувство, окрашивающее панорамы "Вечер над озером" и "Жаркие дни августа", сменяется романтической патетикой "Финляндии Сибелиуса" (1962) - название, как нельзя точно характеризующее замысел автора. Эпическая панорама изобразительно воплощает взволнованный строй музыки. Динамика освещения - акценты темных и светлых плоскостей, намечающие пространственные планы, - является камертоном настроения, организует композицию.

В 1956, 1969, 1970, 1974 годах с успехом проходят выставки Рейндорфа в Таллине, Тарту и Москве. В 1969 году он удостоен высокого звания народного художника СССР.

Мудростью жизни проникнута одна из последних работ мастера "Морские просторы. Воспоминание об острове Муху" (1974). С высокого берега, нисходящего кристаллическими уступами, открывается вид на границу суши и моря. Узкая полоска неба смыкается с зеркалом вод, в которых четко отражаются белые клубящиеся облака; маленький хутор прилепился к серпу косы, лодки вытянуты на берег. Время остановило свое течение, запечатлев рукою художника образ Бытия. (А.Самоилов)

Литература:

Бернштейн Б. М. Гюнтер Рейндорф М., 1981

Перейти к биографии