Регистрация
Иван Иванович Шишкин
Иван
 Иванович Шишкин
Россия 1832−1898
Подписаться493             
Подписаться493             
Биография и информация
 
Шишкин Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния — 8 (20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) — знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева — в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.

Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного (по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе — не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.

Известные картины Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», «На севере диком», «Корабельная роща», «Лесная глушь».

Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга — родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал «Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.

Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец

К коммерческим делам молодой человек оказался не расположен и не способен категорически, как и к любым иным, кроме живописи. Чтобы ни у кого не оставалось в том сомнений, Иван Шишкин, проучившись в Казанской гимназии четыре года, самовольно ее оставил, объявив родным, что не желает «сделаться чиновником». Восторга это не вызвало, особенно у матери. Отец же, поняв, что мальчик тверд в своем решении и всерьез намерен заниматься только живописью, отправил его в Московское училище живописи и ваяния. Аполлон Мокрицкий стал первым учителем Ивана Шишкина. Именно он привил художнику Шишкину уважение к рисунку и строгому соответствию форм изображения на картине и в реальности. Направление своего дара Шишкин осознал практически в начале пути: пейзаж, пейзаж и еще немного пейзажа. Ничего выше возможности изображать природу для него не существовало: «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище (…) Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!». Картины художника Шишкина — достаточно веский аргумент, чтобы признать: мало что может быть лучше.

Шишкин на многие годы сохранил связь со своим преподавателем. Даже обучаясь у Сократа Воробьева в Академии художеств, которая стала логичным следующим шагом после МУЖВЗ, он часто обращался к первому наставнику. А Мокрицкий грустил от расставания с учеником, чью силу таланта хорошо ощущал, но предсказывал, что вскоре все узнают о картинах художника Шишкина, «если он с той же любовью будет заниматься в Академии».

Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина

Первое впечатление Шишкина от Петербурга было отнюдь не восторженным: «холодный чопорный город, здесь с грустью вспоминал я Елабугу». Но дом его отныне будет в этом холодном городе. В Академии Шишкин учился, вероятно, всё с той же любовью, поразившей его первого преподавателя. По крайней мере, об этом свидетельствуют успехи Шишкина Ивана Ивановича во время обучения и медали, которыми награждались его картины.

Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.

Шишкин и передвижники

Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского (подробнее — в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.

Крамской говорил, что Шишкин — «единственный у нас человек, который знает природу ученым образом». И действительно, картины художника Шишкина подробно воспроизводят пейзаж, при этом показывают зрителю куда больше, чем смогла бы самая детальная фотография. За полотно «Лесная глушь» в 1873 году Шишкин получил звание профессора пейзажной живописи.

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Радости в личной жизни Шишкину были отмерены скупо. Первой его женой в 1868 году стала Евгения, сестра художника Федора Васильева. Они жили душа в душу, просто и дружно, часто принимали гостей. Часто, но недолго. С 1872 года в жизни Шишкина началась черная полоса, изобилующая смертями близких людей. Умер его отец, которого Шишкин очень любил, потом — маленький сын Владимир. От неизлечимой тогда чахотки угас брат жены Федор, с которым Шишкин был дружен, опекал его. А на следующий год болезнь забрала и жену Женьку, как он ее называл. Еще через год не стало сына Константина. У Шишкина осталась только дочь Лидия — и бесконечная тоска. «Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга», — вспоминал Шишкин. Пейзажи земли, в которой он родился, заставили взяться за кисть. Только своими картинами Иван Иванович Шишкин спасался от отчаянья.

Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.

Картины Шишкина Ивана Ивановича — самая долгая любовь в его жизни

Похоже, муза Шишкина была ревнива. По крайней мере, известные биографам факты говорят, что больше он не пытался посвятить часть своей жизни женщине, отныне картины Шишкина стали его единственной страстью. Художник много путешествует по русским просторам, в путешествиях создано немало известных картин Шишкина. В течение двух лет он возглавлял пейзажную мастерскую в Академии. Помимо живописи Шишкин делал основательные успехи в искусстве гравюры, работал в технике офорта с использованием смеси, именуемой «царская водка», состоял в Обществе русских аквафортистов.

В защиту художника

Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь — при этом настолько убедительно… Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото — это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.

Автор: Алена Эсаулова

Смотрите также: тест на знание творчества художника «Шишкин или не Шишкин?»
Читать дальше
Работы понравились

Истории о художнике и его работах
Говорит и показывает: цитаты Ивана Шишкина о пейзажах и фотографии, Петербурге и Елабуге, пути художника и легкомысленных увлечениях
Иван Шишкин очень любил и большую, и особенно – малую свою родину, чувствовал себя весьма неуютно в «холодном и чопорном» Петербурге, больше всего на свете боялся одиночества, считал пейзаж вершиной живописи, а по весне, случалось, не мог оторваться от приятных глупостей, хорошеньких девчонок и всей это бессмысленной и нежной весенней кутерьмы. Приходилось ждать дождя, чтобы наконец взяться за работу! Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни . Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному – ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением. Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете…
Штрихи к портрету: 7 историй о том, что хрестоматийный классик Иван Шишкин был живым, уязвимым и страстным человеком
Шишкин стал классиком при жизни. Но хрестоматийная известность иногда не позволяет зрителю по-настоящему встретиться с художником. Сознание в таком случае услужливо подсовывает некое бездушное «наше всё», о котором все знают, все видели, но всмотреться не пытались. Нам бы хотелось снять этот налет позолоты с образа Ивана Шишкина, который был любящим, порывистым, иногда неловким и трогательным человеком. Нередко Шишкину в укор ставят излишнюю натуралистичность его картин, дескать, это уже фотография какая-то, а не искусство. Верность натуре Иван Иванович действительно считал важнейшим свойством пейзажа. Однако не так всё однозначно с трактовкой его картин, случались и забавные истории…
Лента
Иван Иванович Шишкин. Шалаш
Иван Иванович Шишкин. "Святой ключ" близ Елабуги
Иван Иванович Шишкин. Аллея летнего сада в Петербурге
Иван Иванович Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Иван Иванович Шишкин. Домик в Дюссельдорфе
Илья Ефимович Репин. И. И. Шишкин на заседании совета Академии художеств
Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина
Григорий Григорьевич Мясоедов. Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина
Иван Иванович Шишкин. Туманное утро
Иван Иванович Шишкин. Облачный день
Иван Иванович Шишкин. Шмелёвка. Ветреный день
Иван Иванович Шишкин. Сосны, освещенные солнцем
Иван Иванович Шишкин. После дождя. Этюд леса
Иван Иванович Шишкин. Вечер
Иван Иванович Шишкин. Зимняя ночь
Иван Иванович Шишкин. Берег моря
Иван Иванович Шишкин. Зима
Иван Иванович Шишкин. Утро в сосновом лесу
Иван Шишкин очень любил и большую, и особенно – малую свою родину, чувствовал себя весьма неуютно в «холодном и чопорном» Петербурге, больше всего на свете боялся одиночества, считал пейзаж вершиной живописи, а по весне, случалось, не мог оторваться от приятных глупостей, хорошеньких девчонок и всей это бессмысленной и нежной весенней кутерьмы. Приходилось ждать дождя, чтобы наконец взяться за работу! Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни . Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному – ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением. Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете…
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Иван Иванович Шишкин. Перед зеркалом. За чтением письма
Иван Иванович Шишкин. Сухостой. Беловежская пуща
Иван Иванович Шишкин. На опушке соснового леса
Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина
Иван Иванович Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы
Иван Николаевич Крамской. Портрет И.И. Шишкина
Шишкин стал классиком при жизни. Но хрестоматийная известность иногда не позволяет зрителю по-настоящему встретиться с художником. Сознание в таком случае услужливо подсовывает некое бездушное «наше всё», о котором все знают, все видели, но всмотреться не пытались. Нам бы хотелось снять этот налет позолоты с образа Ивана Шишкина, который был любящим, порывистым, иногда неловким и трогательным человеком. Нередко Шишкину в укор ставят излишнюю натуралистичность его картин, дескать, это уже фотография какая-то, а не искусство. Верность натуре Иван Иванович действительно считал важнейшим свойством пейзажа. Однако не так всё однозначно с трактовкой его картин, случались и забавные истории…
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 584 работы
Иван Иванович Шишкин. Утро в сосновом лесу
18
Утро в сосновом лесу
1889, 139×213 см
Иван Иванович Шишкин. Рожь
9
Рожь
1878, 107×187 см
Иван Иванович Шишкин. Корабельная роща
6
Корабельная роща
1898, 165×252 см
Иван Иванович Шишкин. Сосновый бор
5
Сосновый бор
1895, 128×195 см
Иван Иванович Шишкин. Лесная глушь
12
Лесная глушь
1872, 209×161 см
Иван Иванович Шишкин. "На севере диком ..."
21
"На севере диком ..."
1891, 161×118 см
Иван Иванович Шишкин. Дождь в дубовом лесу
21
Дождь в дубовом лесу
1891, 124×204 см
Иван Иванович Шишкин. Перед зеркалом. За чтением письма
5
Перед зеркалом. За чтением письма
1870, 58×39 см
Иван Иванович Шишкин. Рубка леса
2
Рубка леса
1867, 122×194 см
Посмотреть все 584 работы художника
HELP