войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Владимир
Николаевич Немухин

Россия • 1925−1995

Биография и информация

Живописец. Учился в Моск. худ. ин-те (с 1975), исключен из-за направленности творчества. Жил в Москве, с нач. 1960-ых один из лидеров моск. художников - "нонконформистов", член «Лианозовской группы», сложившейся вокруг художника Е.Кропивницкого. В 1952-59 зарабатывал на жизнь как оформитель и плакатист. Активный участник т.н. «бульдозерной выставки» на пустыре в Беляево (1974). Яркие по цвету абстрактные полотна («Посвящение Баху», 1960 «В покер на пляже», 1965 и др. работы).

Родился в Москве 12 февраля 1925 в семье выходца из деревни, ставшего рабочим. Детство провел в деревни Прилуки (Калужская область), на берегу Оки. В 1943-1946 занимался в московской изостудии ВЦСПС. Пользовался советами художника П.Е.Соколова, благодаря которому открыл для себя искусство постимпрессионизма и кубизма. Некоторое время (1952-1959) зарабатывал на жизнь как оформитель и плакатист. Активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в скандальной «бульдозерной выставке» на московском пустыре в Беляево (1974). С конца 1960-х годов его живопись находила все большее признание и на Западе. Жил в Москве и Прилуках.

 

После ранних приокских пейзажей в традиционной манере, а также экспериментов в духе кубизма и живописного абстракционизма нашел свой стиль в случайном мотиве карт на пляжном песке (В покер на пляже, живопись и коллаж с реальными картами, 1965, Музей «Другое искусство» при Российском гуманитарном университете, Москва; вариант того же года — в Музее Циммерли при Рутгерском университете, Нью-Джерси, США). К середине 1960-х годов этот спонтанный мотив оформился в полуабстрактные «натюрморты с картами», которые стали крайне самобытным проявлением «информеля» — особого абстракционистского течения, основанного на сочетаниях чистой живописной экспрессии с драматически-знаковым элементом. Затем Немухин долгие годы варьировал свою находку, порой превращая поверхность холста в предметную «контррельефную» плоскость, напоминающую старую, траченную временем стену или поверхность игрального стола. Часто писал — в смешанной, как бы живописно-графической технике — и по бумаге (серия Бубновый валет, конец 1960 — начало 1970-х годов).

 

Уподобление картины предмету сблизило его произведения 1980-х годов с поп-артом. В этот период не раз обращался к скульптурно-трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим (серия «композиций-посвящений» — Д.М.Краснопевцеву, Э.А.Штейнбергу и П.Сезанну — 1983-1985; собственность художника и другие собрания), затем все чаще, экспонируя свои работы, сопровождал картины и графические листы крупными инсталляциями. На рубеже 20-21 вв. жил большей частью в Германии (Дюссельдорф), постоянно наезжая в Россию, где в 2000 его работы заняли видное место в Третьяковской галерее и московском Музее современного искусства.