войти
опубликовать

Елена
Варнавовна Нагаевская

Россия • 1900−1989

Советский художник-авангардист, искусствовед. Ученица А. В. Куприна, супруга выдающего советского искусствоведа А. Рома.
Родилась 21 мая (3 июня) 1900 года в селе Япринцево, Оренбургской губернии. Родители – небогатые украинские крестьяне, переселенцы из-под Киева – занимались земледелием. В 1907 году семья переезжает в Актюбинск, в котором Елена поступает в начальную русско-киргизскую школу, которую окончила с отличием. Училась в Мариинской женской гимназии 1912 – 1917. Учеба в Прогимназии, которую окончила с отличием 1917 – 1920. В 1920 – 1923 училась на факультете общественных наук в 1-м Среднеазиатском университете в Ташкенте. По окончании университета, получила диплом преподавателя, но преподавательской деятельностью никогда не занималась. В университете состоялось знакомство со студентом Семеном Юльевичем Волиным, ставшим ее первым мужем. Волин, член организации РСДРП (меньшевиков), находился в Туркестане в политической ссылке. 1923 Арест Волина. После суда и оглашения приговора (3 года ссылки в г. Енисейск), Нагаевская становится его женой и идет за мужем по этапу в Сибирь. 1923 – 1926 Волин и Нагаевская находились в Енисейске. В 1926 году не имея права после ссылки проживать в Москве, Волин и Нагаевская жили в Саратове, готовив нелегальный отъезд за границу. Первая попытка переезда за границу через Закавказье окончилась неудачно. Два месяца, проведенных на Кавказе в ожидании благоприятного момента для перехода границы, стали началом творческой жизни будущей художницы – она начала рисовать, писать акварелью и маслом. Зимой состоялась вторая попытка уехать за границу в Германию на поезде с Брестского вокзала. Нагаевская в последний момент сошла с подножки вагона, оставшись в Москве. 1927 Занятия на курсах росписи тканей в Москве. 1927 – 1930 Училась на Изокурсах профсоюзов Краснопресненского района у М.М. Плаксина и в студии Н.А. Удальцовой. В конце 1920-х сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать». Выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма»: «В будущее (Полет ракеты)», «Городской пейзаж (Москва)» (обе — 1928), «Композиция с тремя фигурами» (1928–1930), «Натюрморт с красным графином» (1929), «Пейзаж с дирижаблем», «Автопортрет» (обе — 1930) и другие. 1930-е Начиная с тридцатых годов художница работала в реалистической манере, писала пейзажи и натюрморты. В начале 1930-х годов главной темой творчества художницы становятся пейзажи Москвы и Подмосковья, а с 1936 года – Коктебель и его окрестности. 1930 Знакомится и в 1931 году выходит замуж за талантливого художника, искусствоведа и художественного критика Александра Георгиевича Ромма. Выставочная деятельность началась в 1932 году в Москве на выставке Горкома художников. Участница молодежных, республиканских и всесоюзных выставок. 1933 Вступает в Союз художников СССР. 1935 А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская покупают дачу в поселке Истра под Москвой, где проводят летние месяцы. 1936 А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская посещают Коктебель, где знакомятся с Марией Степановной Волошиной, вдовой знаменитого поэта и художника. В последующем Нагаевская часто приезжала в Коктебель, состояла в переписке с Марией Степановной, поддерживала её морально и материально до конца жизни. Знакомство с Константином Федоровичем Богаевским и его женой. Совместная работа с корифеем крымского пейзажа на этюдах в Коктебеле и в Феодосии оказала большое влияние на творчество художницы. Живописные работы этого периода исполнены лирического романтизма. После гибели Константина Федоровича, Е.В. Нагаевская до конца жизни Жозефины Густавовны поддерживала с ней дружеские отношения до конца ее жизни. 1939 Поездка в Киргизию и Узбекистан. А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская посетили Фрунзе (ныне Бишкек), Ташкент, Бухару и Самарканд. 1940 – 1941 Училась в пейзажной мастерской Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве. 1941 – 1943 Жила в эвакуации во Фрунзе. В эти годы был написан цикл работ, таких как «Строительство Чуйского канала», «Город Фрунзе», «Горы Киргизии», «Цветы Киргизии». 1945 – 1949 Училась в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на историко-искусствоведческом отделении филологического факультета. 1950 После окончания университета, имея два диплома о высшем образовании, Нагаевская не могла найти работу в Москве. Неожиданная поддержка ее бывшего научного руководителя Е.В. Веймарна помогла получить интересную для молодого художника и искусствоведа работу в Бахчисарайском историко-архитектурном музее. Первая поездка в Бахчисарай, с которым она уже до конца жизни не расставалась. 1951 – 1952 Работала научным сотрудником в Музее пещерных городов. Занималась научной и фондовой работой, исследовала фресковую живопись пещерных городов, создала большие живописные панно: «Эски-Кермен», «Мангуп», «Качи-Кальон» для экспозиции музея, участвовала в археологических экспедициях, проводившихся музеем совместно с Институтом археологии АН СССР. 1952 19 декабря ушел из жизни Александр Георгиевич Ромм. 1953 В январе Елена Нагаевская увольняется из музея, занимается приведением в порядок архива мужа. 1950-е В Бахчисарае происходит знакомство с известным художником Александром Васильевичем Куприным, с которым на протяжении многих лет Нагаевская поддерживала дружеские отношения и пользовалась его советами. Куприн поддержал ее желание осесть в Крыму. В пятидесятые годы в Крыму написаны картины «Руины Херсонеса», «Вблизи Фороса» (обе 1952), «Лучи солнца» (1950-1953), «Дары Крыма», «Старая слива», «Заход солнца над Яйлой», «Здесь будет виноградник» (все 1956), «Башня в Чуфут-Кале» (1958) и другие. 1955 На гонорар, полученный за искусствоведческую работу мужа «Русские монументальные рельефы», приобретен небольшой саманный татарский домик постройки 30–х годов, в котором Нагаевская прожила более тридцати лет, уезжая только на самые холодные месяцы зимы в Москву. Дом-мастерская художницы стал местом куда приезжали, жили и работали друзья-художники. Здесь в разное время бывали академик живописи А.В. Куприн, известные московские художники А.Ф. Софронова, И.А. Евстафьева, Г.Л. Ратнер – классики старшего и послевоенного поколения, крымские искусствоведы Р.Д. Бащенко и Р.Т. Подуфалый; подолгу жили художники С.Г. Пустовойт из Киева и Н. Жемчугов из Петербурга, москвичка Т.М. Фадеева и многие другие. 1960-е Продолжение творческой работы в различных техниках. Основные темы творчества — крымские пейзажи и натюрморты. 1965 – 1967 Работа над написанием путеводителя по Бахчисараю и его окрестностям. Путеводитель увидел свет в 1967 году и, в последующем, имел не одно переиздание. 1965 Организовала и провела в Бахчисарае выставку работ художников Альфонса и Нины Жаба. 1968 – 1972 Регулярно работала на творческой даче им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, выполнила живописную и графическую серию «Русский Север» (1968 – 1972). 1970-е – 1980-е Продолжение творческой работы в Бахчисарае и Москве. 1985 Получена творческая мастерская в Москве. Персональные выставки: 1959, 1962 Бахчисарай; 1962 Старый Крым, с. Предущельное; 1964, 1993, 2013 (совместно с А.Г. Роммом) Москва; 1968/1969 Переславль-Залесский; 1970, 1980 Севастополь; 1971–1973, 2010 Симферополь. Издала монографии о скульпторах О.Мануйловой, И.Чайкове и др. 1989 Скончалась 2 февраля в Москве. Похоронена на старом Бахчисарайском кладбище, рядом со своим мужем. 1995 В Бахчисарае в доме, где жила художница открыт Мемориально-художественный музей Е.В. Нагаевской и А.Г. Ромма. К Дому-музею пристроен современный дом с выставочным залом, комнатами для приезжающих в дом художников, студентов художественных академий, лицеев, училищ и просто туристов, интересующихся творчеством Нагаевской и Ромма. Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Новокузнецком художественном музее, Историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике «Новый Иерусалим», Мемориально-художественном музее Е.В. Нагаевской и А.Г. Ромма (Бахчисарай), художественных музеях Львова, Минска, Новокузнецка, Новосибирска, Нукуса, Севастополя, Симферополя, в частных собраниях России и за рубежом.

Литература:

1. Денисова Л. (автор-составитель). Музей «Новый Иерусалим». Альбом. Москва. Белый город. 2005

2. Соколова М.В. (составитель). Единство душ. Елена Нагаевская и Александр Ромм. Симферополь. Бизнес-Информ. 2008

3. Соловьёв В.Д. (автор-составитель). Русские художники ХVIII – XX веков. Справочник. Днепропетровск. Пороги. 1996

Перейти к биографии