(1855, Москва – 1939, Москва)
Сын художника-любителя из купеческой семьи.
В 1872-1881 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (вольноприходящий) у Е.С. Сорокина и одного из ведущих передвижников В.Г. Перова. В период обучения был дважды награждён Малыми Серебряными медалями (1878, 1881).
В начале 1880-х гг. посещал рисовальные вечера в мастерской И.Е. Репина.
В 1901 г. вступил в Московское общество любителей художеств, куда входил известный коллекционер П.М. Третьяков, приобретший несколько произведений у Матвеева, в т.ч. одно из лучших полотен «Сумерки» (1891).
В 1900-е состоял художественным критиком в газете «Русский листок».
Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее.
В истории отечественного изобразительного искусства Николай Сергеевич Матвеев не оставил заметного следа, хотя был художником плодовитым и многоплановым. Жил и творил он на рубеже XIX—XX столетий — времени, давшем много великих русских мастеров и еще большее число искателей нового искусства. Н.С. Матвеев в меру своих способностей пробовал себя и в историческом жанре, и в бытовом, да и другие направления живописи были художнику не чужды. Заметим, что картина Н.С. Матвеева "Сумерки" (1891) пополнила коллекцию П.М. Третьякова, что являлось свидетельством признания за художником определенного мастерства. В годы советской власти и строительства социалистического искусства не создал запоминающихся произведений. Видимо, серьезный возраст и убывающая творческая энергия не позволили ему откликнуться в полной мере на веяния и требования новой жизни.