войти
опубликовать

Абрам
Аншелевич Маневич

Украина • 1881−1942

Биография и информация

Абрам Аншелович Маневич (25 ноября 1881, Мстиславль, Могилевская губерния — 30 июня 1942, Нью-Йорк, США) — украинский и белорусский художник, мастер пейзажа.

Особенности творчества художника Абрама Маневича: в своих работах Маневич старался раскрыть глубинную энергию вещей и, в то же время, продемонстрировать их декоративность. Эстетика его живописного языка формировалась из достижений импрессионизма и постимпрессионизма, в ней было и новаторство модерна, и достижения украинской реалистической школы живописи. Художник более всего предпочитал писать пейзажи, создал ряд замечательных урбанистических работ, насыщенных легкими тенями и солнечным светом, исключительно гармоничных по колористике и композиционному решению. Витражные темные контуры ветвей и стволов деревьев – одна из примечательных черт его произведений.

Известные картины художника Абрама Маневича: «Весна на Куреневке», «Осень. Днепр», «Гетто», «Зима. Канада».

Читайте также: "Украинский модерн: стиль свободных художников"

Абрам Маневич родился в патриархальной еврейской семье и до 20 лет жил вместе с родителями в маленьком белорусском городке Мстиславль. Переехав в Киев, юноша устроился работать в мастерскую вывесок, после трудился на маленькой фабрике, делающей кровати – Маневич расписывал изголовья пейзажами и цветами. Здесь его заприметил директор киевского Городского музея Николай Беляшевский, и по его протекции в 1901 году Абрам Маневич поступил в Киевское художественное училище. Его соучениками были Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Александр Архипенко. Благодаря усилиям Беляшевского Маневич получил финансовую поддержку мецената барона Гинзбурга и с 1905 по 1907 годы продолжил художественное образование в Мюнхенской академии искусств.

В конце 1909 года в киевском Городском музее открылась первая персональная выставка Абрама Маневича, которая прошла с большим успехом у публики и критиков. Особенно отмечали замечательные пейзажи и умение художника передать всю красоту и глубину природы. Деньги, вырученные от продаж, пошли на заграничное турне – Маневич посетил Швейцарию, Италию, Францию. На острове Кипр художник познакомился и подружился с Максимом Горьким, который впоследствии неоднократно посещал Маневича в Киеве, а также принимал его на своей даче в Финляндии.

В 1913 году знаменитый парижский маршан, первооткрыватель многих прославленных импрессионистов Поль Дюран-Рюэль устроил в своей галерее выставку работ Абрама Маневича – и не прогадал. Парижская публика была в восторге от потрясающих пейзажей. Критики писали хвалебные статьи, одно из полотен приобрел Люксембургский музей… Его приглашали в Нью-Йорк, звали в Лондон – однако художник вернулся в родной Киев. В 1916 году прошли его выставки в Петербурге и Москве – и снова успех.

После Октябрьской революции Маневич активно влился в движение украинских художников и стал профессором пейзажной живописи в только что организованной Украинской академии художеств. Однако постоянная смена власти в революционном Киеве, голод и холод заставили Маневича задуматься об отъезде за границу. Последней каплей стала трагическая смерть сына в 1919 году. При помощи Максима Горького, художник вместе с женой и двумя дочерьми через Минск, Варшаву и Лондон в 1922 году приезжает в Нью-Йорк.

Маневичи поселились в Бронксе, по соседству с Давидом Бурлюком. Художнику понравилась Америка, он по-прежнему был активен, много работал и регулярно участвовал в выставках. Его картины нравились, их покупали музеи и коллекционеры. В 1935 году Абрам Маневич познакомился со знаменитым физиком Альбертом Эйнштейном, который стал одним из верных почитателей его таланта. Они дружили долгие годы. Перед кончиной художника Эйнштейн прислал ему письмо, в котором были такие строки: «Мы оба служим звездам. Вы – как художник, я – как ученый». Абрам Маневич ушел из жизни в 1942 году. 30 лет спустя его дочь, Люся Маневич, согласно завещанию отца, передала в дар Национальному художественному музею Украины 48 полотен художника.