Всеволод Николаевич Максимович (1894 , Полтава – 3 мая 1914, Москва) — украинский художник, авангардист, представитель стиля модерн.
Особенности творчества художника Всеволода Максимовича: жизнь и творческий путь Всеволода Максимовича были очень яркими, но – увы! – недолгими. Наверное, именно поэтому его работы долгие годы оставались неизвестными широкой публике. В своих работах Всеволод Максимович использовал самые разнообразные художественные приемы, а тематика произведений тяготела к периоду античности и воспевала культ плодородия и эстетику обнаженного тела. Гирлянды растительных узоров и филигранная манера письма, напоминающая работы
Обри Бердслея, в картинах Максимовича переплетаются с традициями Санкт-Петербургской Академии художеств.
Известные картины художника Всеволода Максимовича: «Пир»,
«Поцелуй»,
«Карнавал»,
«Автопортрет».
Читайте также:
"Украинский модерн: стиль свободных художников"Творчество яркого и самобытного украинского модерниста открылось зрителям только в 2007 году на выставке «Перепутья. Модернизм в Украине, 1910 – 1930», которая прошла в Нью-Йорке. Журналисты и искусствоведы признали творчество Максимовича «гениальным» и «потрясающим», сравнивая его с Бердслеем и
Климтом и говоря о нем как об одном из ведущих мастеров сецессиона.
Всеволод Максимович родился и вырос в Полтаве, рано проявив талант к живописи. Одним из его друзей был художник
Иван Мясоедов, организатор объединения «Сад богов», участники которого были увлечены культом античности. Максимович стал частым гостем в родовом имении Мясоедова – Павленки, а также брал у Ивана уроки живописи. Здесь, в Павленках, он познакомился и подружился с
Федором Кричевским – любовь к жизни и земной красоте отчетливо прослеживается в работах обоих мастеров.
Позже была Москва, где наставником юноши стал профессор
Иван Рерберг, архитектор и убежденный символист. Максимович быстро стал своим человеком в кругу футуристов, эпатируя друзей и знакомых не только незаурядной, несколько пугающей внешностью, но и весьма экстравагантным поведением. Самые значимые свои произведения, несомненно, относящиеся к стилю модерн, художник создал в период с 1912 по 1914 годы.
Максимович смело работал с полотнами больших форматов, создал ряд замечательных крупных
панно. В эти три года из-под его кисти вышло одна из самых ярких его картин – «Поцелуй (Любовники)» - прямая аллюзия
«Поцелую» Густава Климта. Также в 1914 году он сыграл роль в авангардном фильме «Драма в кабаре футуристов» - помимо Максимовича, в нем участвовали
Владимир Маяковский, братья
Бурлюки,
Михаил Ларионов и
Наталья Гончарова.
Пристрастие к алкоголю и наркотикам привели художника к скорой кончине – В 1914 году, в возрасте 20 лет он наложил на себя руки. Версий самоубийства было несколько – от провальной выставки в Москве до несчастной любви к актрисе и балерине Наде Эльснер, которая предпочла ему Велимира Хлебникова.
В 1925 году около десяти работ Максимовича приобрел искусствовед Федор Эрнст, который в полной мере оценил талант художника и стремился сохранить его произведения для потомков. Картины были переданы Эрнстом в Национальный художественный музея Украины (в те годы – Всеукраинский исторический музей), но недолго провисели в залах - «несоветский декаданс» скоро убрали в фонды и даже порывались предать огню. К счастью, из-за больших размеров картины так и остались в запасниках, и сегодня несколько работ Всеволода Максимовича можно увидеть в экспозиции НХМУ.