• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Александр Эдуардович Мако
Россия 1850−1925
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился Александр Мако в Барнауле. Его отец был неклассный художник академический, подданный России австриец Иосиф Иосифович Мако (1). Никаких сведений о занятиях художеством Мако-старшего не сохранилось. Впоследствии Мако-сын воспользовался иным отчеством — Эдуардович.

После окончания Томской гимназии в 1869 г. он уезжает учеником в Мюнхенскую Академию художеств: юный Мако должен был ощущать себя космополитом (2). Немаловажно, но так продолжилась династия художников Мако (впоследствии его сын, Сергей Александрович, становится живописцем). О жизни и учебе в Германии А. Мако ничего неизвестно. Через несколько лет он связывается с Академией художеств в Петербурге, высылая три работы с просьбой предоставить их на выставку и «ходатайствовать удостоить его званием Свободного художника» (3). В 1874 г. на академической выставке были представлены работы Мако: «Разные вещи», «Лошади в яслях» и «Собака». Они получили положительные отзывы, и… он был удостоен звания «неклассного» художника с обязательством выдержать экзамены научные (4).

Удовлетворенный решением, Мако без аттестата в конце 70-х гг. приезжает в Томск и становится преподавателем рисования в женской гимназии. Его занятия не остаются незамеченными. «Это также был преданный интересам искусства человек; он, подобно П. М. Кошарову, был проводником искусства в массы. Мако так любил Алтай, что завел там заимку, на которую уезжал каждое лето и писал там этюды» (5). В статье «Об искусстве в Томске» А. В. Адрианов писал: «Из своих произведений он устраивал выставки, охотно посещавшиеся публикой, которой картины Мако нравились. Выставки эти отличались разнообразием — здесь были картины масляные, акварель, рисунки углем и карандашом; кроме пейзажа, тут были картины и этюды этнографического характера; но особенно Мако любил писать сцены из охотничьей жизни и животных» (6). Информация об этих выставках была известна барнаульскому зрителю. В мемуарах «Записки Барнаульского головы» Александра Черкасова, кстати, приходившегося художнику родственником, воспроизводится описание этнографических зарисовок художника (7).

Не довольствуясь преподаванием в гимназии, Мако начинает работать в частной студии, которая просуществовала несколько лет. «Раз в неделю Мако устраивал вечерние занятия, на которых практиковались сеансы живой натуры… Из этой школы выделились, между прочим, два художника, призвание которых определилось здесь. Это В. Ф. Оржешко… талантливый архитектор, и С. И. Голубин, художник» (8).

К 70−80 гг. А. Мако профессионально владел художественным мастерством, основывал и развивал сибирский «краеведческий» подход в искусстве. Также он владел любопытным, не совсем типичным опытом художника-анималиста. С позиции художника, прошедшего обучение в Германии, подобная художественная практика не являлась исключением из правил. Так «сам» Иван Иванович Шишкин, «стажируясь» за границей, проявлял интерес к анимализму, желал писать фигуры животных (9). Этот жанр у А. Мако входил в круг профессионального образования. Однако подобные интересы могли быть вызваны собственными охотничьими пристрастиями (действительно, А. Мако был заядлый охотник).

У двух сибирских исследователей творчества А. Э. Мако есть два противоположных мнения. Первое принадлежит В. П. Токареву: «Мако не был известен в столичных кругах и в среде художественной общественности» (10). Второе высказывание Г. И. Прибыткова: «В среде художников Бийска есть (был — Д.З.) и настоящий академик — действительный член Петербургской Академии художеств А. Мако (третий (!) за всю историю развития художественности на Алтае — Д.З.). Это придворный живописец великого князя Михаила, художник-анималист, получивший титул академика за свои картины о животных (11).

Эти абсолютно противоречащие друг другу мнения относятся к разному времени жизни А. Мако.

В 70−80 гг. Мако, занимаясь краеведением, не был известен публике. (Отметим, что в то же время — начало 1890-х гг. — известными российскими анималистами были Н. Е. Сверчков, А. С. Степанов, ныне окончательно забытый А. Н. Гаранович, П. О. Ковалевский (12)). На их фоне результаты А. Мако были более чем скромны.

«С начала 1890-х гг. в жизни Мако появляются эпизоды, истинный смысл которых остается невыясненным. Сначала Мако просит ИАХ исправить в выданном ею свидетельстве указание на якобы его дворянское положение.. Затем по непонятным причинам меняет отчество на Эдуардовича и переезжает на Украину» (13). А. Мако становится известным. Он выступает как «портретист» породистых собак.

В первое десятилетие века А. Э. Мако живет в Киеве, выставляется среди группы художников, которые именовались «Обществом художников — киевлян». Деятельность Общества в основном ограничивалась устройством выставок, к участию в которых не допускались иногородние (14). Так же и другие члены Общества активно работали в анимализме. «На 7-ой осенней выставке в Петербурге в 1912 году сразу два члена Общества, А. Э. Мако и Г. К. фон Мейер, показали целые серии работ, посвященные охоте» (15).

До начала Первой мировой войны А. Мако пользуется своей популярностью. Произведения талантливого анималиста охотно покупаются, воспроизводятся в периодической печати и на открытках (15).

С Харьковом связано последнее имя из династии художников Мако — Сергеем Александровичем Мако (1885, Томская губерния, — 1953, Ницца), который в ту пору был близок авангардистским кругам. Позже известных событий Серж Мако навсегда эмигрировал. (В последние годы у нас стали появляться статьи о его творчестве, в том числе зарубежном) (17).

Перед войной или в начале Первой мировой войны Александр Эдуардович Мако переезжает в Бийск. Непонятно, чем было вызвано это место проживания. Дочь скульптора В. А. Сенгалевич, Е. Г. Гнедкова, которая с матерью жила тогда в городе и лично знала художника, считала, что выбор места был обусловлен заказом. Якобы художнику было предложено запечатлеть породистых собак. Насколько достоверна эта информация — стоит только догадываться. Начавшиеся события круто перечеркнули планы художника. Мако в Бийске стал заниматься педагогической деятельностью, возглавив Центральную детскую студию изобразительного искусства (18).

Е. Г. Гнедкова вспоминала виденные у художника многочисленные изображения собак, лошадей, а также запомнила высокопрофессиональный характер их исполнения. В ее памяти Мако остался одиноким стариком с седой бородкой (19).

От «бийского» периода сохранились отдельные живописные, наиболее известные, работы в музеях Бийска, Омска и Томска (20).

В те годы художник выступал как пейзажист. Но не оставлял своей любимой анималисткой тематики. В работе «Битва под Раввой Русской», 1914 (ТОХМ), художник обращается к батальному виду искусства с изображением конного сражения (возможно, сюжетом взят из военных событий в Новгородской губернии).

В начале 20-х гг. А. Э. Мако возвращается в Томск. Советское время накладывает своеобразный отпечаток на творчество художника. А. Мако не оставляет «своего» анимализма. Его последние произведения: «Партизаны на Алтае», «Партизаны», «Партизан на лошади» (21).

В 1925 году Александр Эдуардович Мако умер в Томске.

Примечания:

1. Токарев В. П. Художники Сибири. ХIХ век. // А. И. Мако. Новосибирск. 1993. С. 71.

2. Там же. С. 71.

3. Там же. С. 71.

4. Там же. С. 71.

5. Адрианов А. В. Об искусстве в Томске // Бесплатное приложение к газете «Сибирская жизнь». Город Томск. Томск, 1912. С. 339.

6. Там же. С. 339.

7. Черкасов А. Записки Барнаульского городского головы // Алтай. Барнаул. 1993. N 2. С. 99.

8. Адрианов А. В. Об искусстве в Томске… 1912. С. 339.

9. Шишкин И. И. Переписка. Дневники. Современники. Л. 1978. С. 79.

10. Токарев В. П. Указ. соч. С. 71.

11. Прибытков Г. И. Алтайский художник — педагог Д. И. Кузнецов. Бийск. 1994. С. 41.

12. Новицкий А. Галерея П. М. Третьякова // Русское обозрение. М., 1893. С. 305.

13. Панкратов В. В. Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.

14. Северюхин Д. Я. Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820−1932). Справочник. П. 1992. С. 201.

15. Панкратов В. Указ.соч. С. 14.

16. Панкратов В. Указ. соч. С. 14.

17. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820−1932). Справочник. П. 1992. С.90; Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции (1917 — 1941). Биографии. Словарь. П. 1994. С. 303−305; Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917−1939. Словарь. СП. 2000. С. 401; Панкратов В. В. Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.

18. Прибытков Г. И. Указ. соч. С. 41.

19. Золотарев Д. Е. Жизнь-путешествие: Рим, Варшава, Петербург, Бийск… //Алтайская неделя. 2000. N 12. С. 11.

20. Томский областной художественный музей. Каталог // Мако А. Э. Томск. 1993. С. 82−83; Омский государственный музей изобразительного искусства. Каталог // Мако А. Э. Л. 1986. С. 71.

21. Токарев В. П. Указ. соч. С. 71.

(Из статьи Дмитрия Золотарева «Русские немцы-художники на Алтае»)

Читать дальше