Родился Александр Мако в Барнауле. Его отец был неклассный художник академический, подданный России австриец Иосиф Иосифович Мако (1). Никаких сведений о занятиях художеством Мако-старшего не сохранилось. Впоследствии Мако-сын воспользовался иным отчеством - Эдуардович.
После окончания Томской гимназии в 1869 г. он уезжает учеником в Мюнхенскую Академию художеств: юный Мако должен был ощущать себя космополитом (2). Немаловажно, но так продолжилась династия художников Мако (впоследствии его сын, Сергей Александрович, становится живописцем). О жизни и учебе в Германии А. Мако ничего неизвестно. Через несколько лет он связывается с Академией художеств в Петербурге, высылая три работы с просьбой предоставить их на выставку и "ходатайствовать удостоить его званием Свободного художника" (3). В 1874 г. на академической выставке были представлены работы Мако: "Разные вещи", "Лошади в яслях" и "Собака". Они получили положительные отзывы, и... он был удостоен звания "неклассного" художника с обязательством выдержать экзамены научные (4).
Удовлетворенный решением, Мако без аттестата в конце 70-х гг. приезжает в Томск и становится преподавателем рисования в женской гимназии. Его занятия не остаются незамеченными. "Это также был преданный интересам искусства человек; он, подобно П.М. Кошарову, был проводником искусства в массы. Мако так любил Алтай, что завел там заимку, на которую уезжал каждое лето и писал там этюды" (5). В статье "Об искусстве в Томске" А.В. Адрианов писал: "Из своих произведений он устраивал выставки, охотно посещавшиеся публикой, которой картины Мако нравились. Выставки эти отличались разнообразием - здесь были картины масляные, акварель, рисунки углем и карандашом; кроме пейзажа, тут были картины и этюды этнографического характера; но особенно Мако любил писать сцены из охотничьей жизни и животных" (6). Информация об этих выставках была известна барнаульскому зрителю. В мемуарах "Записки Барнаульского головы" Александра Черкасова, кстати, приходившегося художнику родственником, воспроизводится описание этнографических зарисовок художника (7).
Не довольствуясь преподаванием в гимназии, Мако начинает работать в частной студии, которая просуществовала несколько лет. "Раз в неделю Мако устраивал вечерние занятия, на которых практиковались сеансы живой натуры... Из этой школы выделились, между прочим, два художника, призвание которых определилось здесь. Это В.Ф. Оржешко... талантливый архитектор, и С.И. Голубин, художник" (8).
К 70-80 гг. А. Мако профессионально владел художественным мастерством, основывал и развивал сибирский "краеведческий" подход в искусстве. Также он владел любопытным, не совсем типичным опытом художника-анималиста. С позиции художника, прошедшего обучение в Германии, подобная художественная практика не являлась исключением из правил. Так "сам" Иван Иванович Шишкин, "стажируясь" за границей, проявлял интерес к анимализму, желал писать фигуры животных (9). Этот жанр у А. Мако входил в круг профессионального образования. Однако подобные интересы могли быть вызваны собственными охотничьими пристрастиями (действительно, А. Мако был заядлый охотник).
У двух сибирских исследователей творчества А.Э. Мако есть два противоположных мнения. Первое принадлежит В.П. Токареву: "Мако не был известен в столичных кругах и в среде художественной общественности" (10). Второе высказывание Г.И. Прибыткова: "В среде художников Бийска есть (был - Д.З.) и настоящий академик - действительный член Петербургской Академии художеств А. Мако (третий (!) за всю историю развития художественности на Алтае - Д.З.). Это придворный живописец великого князя Михаила, художник-анималист, получивший титул академика за свои картины о животных (11).
Эти абсолютно противоречащие друг другу мнения относятся к разному времени жизни А. Мако.
В 70-80 гг. Мако, занимаясь краеведением, не был известен публике. (Отметим, что в то же время - начало 1890-х гг. - известными российскими анималистами были Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, ныне окончательно забытый А.Н. Гаранович, П.О. Ковалевский (12)). На их фоне результаты А. Мако были более чем скромны.
"С начала 1890-х гг. в жизни Мако появляются эпизоды, истинный смысл которых остается невыясненным. Сначала Мако просит ИАХ исправить в выданном ею свидетельстве указание на якобы его дворянское положение. . Затем по непонятным причинам меняет отчество на Эдуардовича и переезжает на Украину" (13). А. Мако становится известным. Он выступает как "портретист" породистых собак.
В первое десятилетие века А.Э. Мако живет в Киеве, выставляется среди группы художников, которые именовались "Обществом художников - киевлян". Деятельность Общества в основном ограничивалась устройством выставок, к участию в которых не допускались иногородние (14). Так же и другие члены Общества активно работали в анимализме. "На 7-ой осенней выставке в Петербурге в 1912 году сразу два члена Общества, А.Э. Мако и Г.К. фон Мейер, показали целые серии работ, посвященные охоте" (15).
До начала Первой мировой войны А. Мако пользуется своей популярностью. Произведения талантливого анималиста охотно покупаются, воспроизводятся в периодической печати и на открытках (15).
С Харьковом связано последнее имя из династии художников Мако - Сергеем Александровичем Мако (1885, Томская губерния, - 1953, Ницца), который в ту пору был близок авангардистским кругам. Позже известных событий Серж Мако навсегда эмигрировал. (В последние годы у нас стали появляться статьи о его творчестве, в том числе зарубежном) (17).
Перед войной или в начале Первой мировой войны Александр Эдуардович Мако переезжает в Бийск. Непонятно, чем было вызвано это место проживания. Дочь скульптора В.А. Сенгалевич, Е.Г. Гнедкова, которая с матерью жила тогда в городе и лично знала художника, считала, что выбор места был обусловлен заказом. Якобы художнику было предложено запечатлеть породистых собак. Насколько достоверна эта информация - стоит только догадываться. Начавшиеся события круто перечеркнули планы художника. Мако в Бийске стал заниматься педагогической деятельностью, возглавив Центральную детскую студию изобразительного искусства (18).
Е.Г. Гнедкова вспоминала виденные у художника многочисленные изображения собак, лошадей, а также запомнила высокопрофессиональный характер их исполнения. В ее памяти Мако остался одиноким стариком с седой бородкой (19).
От "бийского" периода сохранились отдельные живописные, наиболее известные, работы в музеях Бийска, Омска и Томска (20).
В те годы художник выступал как пейзажист. Но не оставлял своей любимой анималисткой тематики. В работе "Битва под Раввой Русской", 1914 (ТОХМ), художник обращается к батальному виду искусства с изображением конного сражения (возможно, сюжетом взят из военных событий в Новгородской губернии).
В начале 20-х гг. А.Э. Мако возвращается в Томск. Советское время накладывает своеобразный отпечаток на творчество художника. А. Мако не оставляет "своего" анимализма. Его последние произведения: "Партизаны на Алтае", "Партизаны", "Партизан на лошади" (21).
В 1925 году Александр Эдуардович Мако умер в Томске.
Примечания:
1. Токарев В.П. Художники Сибири. ХIХ век. // А.И. Мако. Новосибирск. 1993. С.71.
2. Там же. С. 71.
3. Там же. С. 71.
4. Там же. С. 71.
5. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске // Бесплатное приложение к газете "Сибирская жизнь". Город Томск. Томск, 1912. С. 339.
6. Там же. С. 339.
7. Черкасов А. Записки Барнаульского городского головы // Алтай. Барнаул. 1993. N 2. С. 99.
8. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске... 1912. С. 339.
9. Шишкин И.И. Переписка. Дневники. Современники. Л. 1978. С. 79.
10. Токарев В.П. Указ. соч. С. 71.
11. Прибытков Г.И. Алтайский художник - педагог Д.И. Кузнецов. Бийск. 1994. С. 41.
12. Новицкий А. Галерея П.М. Третьякова // Русское обозрение. М., 1893. С.305.
13. Панкратов В. В Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.
14. Северюхин Д.Я. Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. П. 1992. С. 201.
15. Панкратов В. Указ.соч. С. 14.
16. Панкратов В. Указ. соч. С. 14.
17. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. П. 1992. С.90; Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917 - 1941). Биографии. Словарь. П. 1994. С. 303-305; Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Словарь. СП. 2000. С. 401; Панкратов В. В Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.
18. Прибытков Г.И. Указ. соч. С.41.
19. Золотарев Д.Е. Жизнь-путешествие: Рим, Варшава, Петербург, Бийск... //Алтайская неделя. 2000. N 12. С. 11.
20. Томский областной художественный музей. Каталог // Мако А.Э. Томск. 1993. С. 82-83; Омский государственный музей изобразительного искусства. Каталог // Мако А.Э. Л. 1986. С. 71.
21. Токарев В.П. Указ. соч. С. 71.
(Из статьи Дмитрия Золотарева "Русские немцы-художники на Алтае")