войти
опубликовать

Ахмат
Фаткуллович Лутфуллин

Россия • 1928−2007

Биография и информация

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоповальщика.
В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.
После войны учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) (1945—1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949—1951), Государственном художественном институте Литовской ССР (ныне Вильнюсская художественная академия) (1951—1954).
Нашёл свой художественный стиль и почерк, создал свою «доминанту» — башкирский неореализм.
На протяжении второй половины XX века оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

Живописец, нар. худ. СССР (1989), чл.-корр. АХ СССР (1988). Окончил Вильнюсский худ. ин-т (1955). Жил и работал в Уфе. Жанровые и ист. полотна, портреты «Три женщины» (1969), «Ожидание. Год 1941-ый» (1970), «Прощание» (1973), «Х.Загретдин» (1977), «Проводы на фронт» (1978) и др. работы.

(р.4.2. 1928, д.Аскарово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского р-на РБ) Чл.-корр. Акад. художеств СССР (1988), нар. худ. СССР (1988), засл. худ. БАССР (1967). Учился в Ленингр. архит.-худ. уч-ще (1945-48), Уфим. театр.-худ. уч-ще (1949-51), Гос. худ. ин-те Литовской СССР (Вильнюс, 1951-54). Автор портретов и многофигурных полотен об истории и совр. жизни баш. народа. Круг тем произв. Л. - жизнь народа на сложных ист. этапах: в период коллективизации, Великой Отечественной войны, восстановления х-ва в послевоен. гг.: "Прощание с Родиной. Салават" (1990, собственность худ.), "Праздник в ауле. 1930-е годы" (1969, Художественный музей (ХМ) им. М.В.Нестерова), "Проводы на фронт" (1978, Мин. культуры РФ), "Прощание" (1970, Гос. рус. музей), "Ожидание. Год 1941-й" (1970), "Сабантуй" (1977, оба в ХМ им. М.В.Нестерова) и др. Жанр портрета привлекает худ. на протяжении всего т-ва. Среди персонажей его картин предст. творч. интеллигенции, жители села, рабочие: триптих "Семья колхозника Ражапа", серия портретов колхозников Абзелиловского р-на (все 1977, ХМ им. М.В.Нестерова); портреты Г.Ишмухаметовой (1963, ХМ им. М.В.Нестерова), худ. А.А.Кузнецова (1990, собств. худ.), проф. Г.Кудоярова (1974, Арзамасская карт. галерея) и др. Излюбленный образ Л. - баш. женщина: "Портрет матери" (1957), "Ишбике апай" (1968, оба в ХМ им. М.В.Нестерова), "Золотая осень" (1968, Нефтекамская карт. галерея.), "Три женщины" (1969, ХМ им. М.В.Нестерова) - произв., ставшее классикой баш. живописи. В пейзажах и натюрмортах Л. изображает баш. природу и традиционный быт: "Аул Абзаково" (1983, собств. худ.). "Натюрморт с картошкой" (1956, ХМ им. М.В.Нестерова), "Цветы на окне" (1973, собств. худ.). и другие. Л. - участник всесоюзных, всерос. и респ. (с 1957), зональных "Урал социалистический" (с 1964), междунар. (с 1975) выставок. Персональные выставки: Москва (1963, 1976), Уфа (1978, 1994). Удостоен Респ. премии им. Салавата Юлаева (1982). Награжден Почетным дипломом Акад. художеств СССР (1971).

 

Лит.: Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Л., 1978; А.Лутфуллин: Альбом. Авт. вступ. ст. А.Г.Янбухтина. М., 1978; Ахмат Лутфуллин: Каталог. Авт. вступ. ст. Л.Н.Попова. М., 1990

 

(автор статьи - Л.Н.Попова)