Регистрация
Сергей Иванович Лобанов
Сергей Иванович Лобанов
Сергей
 Иванович Лобанов
Россия 1887−1943
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Его «фовистские» пейзажи выставлялись на «Бубновом валете» (в 1910 и 1912 годах).

Лобанов учился в студиях Ф. И. Рерберга (1906) и И. И. Машкова (1907), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1907−1913), но уже в годы занятий в училище он становится знатоком истории изобразительного искусства (провожая в 1908 году в поездку по европейским музеям своего учителя Машкова, никогда не бывавший в Европе Лобанов подробно объяснял ему, какие города посетить и что в каком музее смотреть). В 1914 году Лобанов занимался на курсах по истории искусств при московском Археологическом институте, а в 1918 году был зачислен в Отдел по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе. В 1922 году его назначают хранителем национализированного собрания С. И. Щукина. В течение полутора десятилетий Сергей Иванович Лобанов был заместителем директора Государственного Музея нового западного искусства (позднее значительная часть коллекции ГМНЗИ была передана в ГМИИ им. А. С. Пушкина, став основой собрания французской живописи второй половины XIX и XX века).

После недолгого пребывания в рядах Ассоциации художников революционной России (в 1924 году исключен «как чуждый идеологии АХРР и общей товарищеской жизни») Лобанов не состоял в художественных объединениях, а в выставках участвовал только тогда, когда его приглашали. Художника постоянно преследовала нехватка материалов. «Как вы должны быть счастливы, — писал Лобанов находящемуся в Париже директору ГМНЗИ Б. Н. Терновцу — видя в окнах магазинов краски, карандаши, холсты, альбомы… о которых я могу только мечтать! Если хотите порадовать меня, купите жестяную коробку акварели Винзор — Нью-Йорк на 18−24 чашки».

Если большинство советских художников 1920—1930-х годов стремились создавать полотна больших размеров, призванные отвечать «величию революции» или «строительству новой жизни», то холсты, оставшиеся от Лобанова — в своем большинстве небольшие пейзажные этюды — своеобразная «живописная скоропись».

Лобанов был не только серьезным искусствоведом (в 1925 году он выпустил брошюру о Поленове и Левитане, а в 1935 году удостоился степени кандидата наук), но и завзятым театроманом. В 1924—1925 годах, пользуясь знакомствами среди театральных художников, он превратится в «гражданина кулис» Большого театра, исполнив «триста рисунков на темы балета». Это наброски с балерин, готовящихся к выходу, с рабочих сцены или гримирующихся актеров. Заметим, что даже под беглыми зарисовками, почти намеками на рисунок, где едва различимы фигуры танцоров, Лобанов, оставлял рядом с монограммой «СЛ» весьма обстоятельную запись — «Сильфида. 6/IV 925» или «Тихомиров. Баядерка. 31/V 925».

Но означала ли сугубая приватность художнических занятий Лобанова его выпадение из эволюции искусства 1920−1930-х годов? Разумеется, нет.

Можно сравнить творческое развитие Лобанова в период обучения в Училище живописи с его эволюцией в советское время. В конце 1900-х годов от серо-охристых, почти «серовских» тонов («Мужской портрет», 1908) Лобанов переходит к фовистски напряженному цвету («Холодное солнце», 1909; «Женский портрет», 1910). На «Бубновом валете» 1912 года он выступил с группой близких друг другу фовистских пейзажей («Водоем вечером», 1911; «Белый дом в саду», 1911). Ранний Лобанов тяготел к немецким участникам «Бубновых валетов» (А. Явленскому и Г. Мюнтер) с их приверженностью к фиолетовым, лиловым, холодно-зеленым, к интенсивному «обнажению цвета», к сопоставлению чистых «цветовых эманаций».

С конца 1910-х годов общеевропейская (в том числе и советская) живописная эволюция пошла скорее в обратную сторону — «от живописи к предмету». Однако у лучших художников совершившаяся «эмансипация цветности» при этом уже никуда не исчезла: цвет, оставался «самоценным» и тогда, когда значение предметов вновь возрастало.

В работах Лобанова 1920−1922 годов еще очевидна «борьба» натуры и «обнаженного» цвета: верх берет то живопись («Химки», 1920), то натура («Весна на Ноевой даче», 1922), но уже в работах 1924 года («В Троицком», «Село Троицкое») достигнуто равновесие. Впоследствии — например, в группе этюдов с горами (1932, Гаспра) — Лобанов добился еще более убедительного тождества «градаций палитры» и «состояний природы».

Подобные процессы происходили и в сфере рисунка. В европейском рисунке начала ХХ века не наблюдалось настолько же резкого «обнажения графического», как в живописи — «обнажения живописного»; тем не менее среди зарисовок Лобанова 1910−1911 годов были наброски, аналогичные его живописным фовистским пейзажам с «Бубнового валета» (1912), с черными контурами зеленых древесных крон или лиловых дорожек в саду. В лобановских рисунках 1920-х годов ощутима такая же, как и в живописи, повышенная «самоценность» изобразительных средств — сангины, пастели, угля.

В рисунках 1920−1930-х годов — более прямая, нежели в живописи, «дорога к предметности». Весьма характерны пейзажи тех крымских мест, где Лобанов проводил отпуска, — Феодосии, Бахчисарая, Судака. Графические листы Лобанова легко отличить от рисунков других современников. Он рисует не мифологическую «Киммерию», а современные городки, хотя тоже воспринимает их подобием «ожившей легенды». Сангинные и пастельные изображения Бахчисарая или Феодосии — достоверные виды иссушенных солнцем ландшафтов, где есть и пологие горы, и городок с одноэтажными домами под черепичными крышами. Такие листы в основном и брали на выставки — объединение «Жар-цвет» и другие. Многие из них висели на персональной экспозиции Лобанова, устроенной 13 февраля 1929 года у него дома с помощью друга — художника К. В. Кандаурова.

В предисловии к каталогу едва ли не единственной «музейной» выставки Лобанова (Казань, 1926 год) К. А. Зеленина написала о том, что художнику не даются жанровые сюжеты. Однако со второй половины 1920-х годов жанровые сценки на все чаще появляются на рисунках Лобанова. «Повышается вес» работающих людей («Носильщик винограда. Судак. Крым»; «Детдом в Феодосии. Дежурная по двору», 1929). Это был путь уже не только к «предмету», но и к людям — впрочем, тем же путем эволюционировало искусство не только в Советском Союзе, но и на Западе (тема работы или рабочих у Фернана Леже и т. д.).

Открытие художников такого калибра, как С. И. Лобанов, — событие в культурной жизни страны. И искусствоведам, и зрителям еще предстоит освоить его наследие. Настоящая выставка — начало этого процесса, в котором должны сказать свое слово и руководители наших музеев, и наши коллекционеры, число которых за последнее время неуклонно растет.

(По тексту Глеба Поспелова)

5 (18) сентября 1887 — родился в Москве. Отец — Иван Лобанов, из старообрядцев Ярославской губернии.

1899 — Сергей получает в подарок от отца масляные краски, мольберт и холст. Первые художественные впечатления связаны с отцовской коллекцией старообрядческих икон, поразивших его своей сказочностью и красочностью.

1900 — поступает в Александровское коммерческое училище, которое заканчивает в 1907 году. В первом классе рисование преподает ученик И. Е. Репина Александр Михайловский.

1906 — поступает в студию А. Н. Михайловского и Ф. И. Рерберга. Одновременно с ним в студии занимается Казимир Малевич.

1907 — сближается с Александром Николаевичем Михайловским, а также братьями Максимом и Петром Кончаловскими и Ильей Машковым. Открытие студии Машкова и Михайловского (Малый Харитоньевский, 4); Вместе с другими учениками Рерберга Лобанов переходит в студию Михайловского и Машкова. Сдает экзамены в МУЖВЗ и поступает в класс Сергея Иванова.

1908 — учится в классе С. В. Иванова, Л. О. Пастернака, Н. А. Касаткина; затем — в мастерской под руководством К. А. Коровина.

1909 — путешествие в Дагестан. Очерк «Этнография Дагестана» опубликован в альманахе «Этнографическое путешествие». Началом художественного творчества Лобанова следует считать 1909 год, когда были написаны картины, впоследствии экспонировавшиеся на первой выставке «Бубнового валета. Лобанов фактически исполняет обязанности секретаря Общества, помогая Машкову, который официально им являлся.

10 декабря 1910 — открытие первой выставки объединения «Бубновый валет. Лобанов — в числе тридцати восьми участников. На выставке выступает в основном как портретист. Работы отмечены критикой. Наибольший интерес вызывают «Портрет брата в серой куртке на красном фоне» и «Портрет В. В. Муравьева.

5 января 1912 — объявление об учреждении общества «Бубновый валет и 23 (или 25) января открытие выставки общества Для знакомства московской публики с новейшими течениями и в европейском искусстве, к участию приглашена группа французских художников, среди которых Пабло Пикассо, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Анри Матисс, Кес Ван Донген. На второй выставке «Бубновый валет», в отличие от первой, в работах Лобанова доминирует пейзаж. Наиболее отмечаемые критикой работы — «Белый дом в саду» и «Шлях». Большинство картин, экспонированных на выставке, впоследствии попали в музеи России. В дальнейшем, в связи с ультимативным требования Совета Училища к воспитанникам школы не принимать участия в выставках Общества, Лобанов решает больше не выставляться на «Бубновом валете».

1913 — заканчивает МУЖВЗ по мастерской К. А. Коровина и С. В. Малютина.

1914 — преподает графические искусства в частной женской гимназии Винклер на Чистопрудном бульваре. Идеологически расходится с основной группой «Бубнового валета». В течение последующих лет входит в различные группировки, не примыкая, по существу, ни к одной из них. Занимается на курсах по истории искусств при Археологическом институте (открытом в Москве в 1907 году) как вольнослушатель.

1915 — участвует в выставке «Художники — товарищам воинам».

Апрель 1916 — участвует в выставке «Свободное творчество» в Москве.

Декабрь 1916 — экспонент выставок «Мир искусства» в Москве и Петербурге.

Февраль 1917 — выставляется на «Московском салоне» и на XXIII выставке Московского товарищества художников (МТХ).

1918 — работает на керамическом заводе «Абрамцево» Саввы Мамонтова за Бутырской заставой. В мае этого года учрежден Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР, сотрудником которого вскоре станет Лобанов.

Ноябрь 1918 — декрет о национализации художественных галерей С. И. Щукина, И. А. Морозова, А. В. Морозова и И. С. Остроухова. Лобанов принят в число сотрудников Отдела по делам музеев, назначен заместителем заведующего подотделом провинциальных музеев (1918−1922).

1919 — постановление о реорганизации щукинской и морозовской коллекций Первым и Вторым музеями новой западной живописи. Хранителем, а затем заведующим Второго (морозовского) музея (позднее — объединенного — Государственного музея нового западного искусства) назначен Б. Н. Терновец.

1920 — Лобанов пишет серию автопортретов.

Декабрь 1920 — участвует в выставке «Московский салон» (ХХ выставка отдела ИЗО Наркомпроса РСФСР).

1921 — направлен Отделом по делам музеев в имение Прилепы коннозаводчика и коллекционера Я. И. Бутовича. Совместно с бывшим владельцем составляет описание его художественного собрания. В октябре участвует в выставке «Мир искусства» в Москве.

Январь 1922 — из Советской России уезжает дочь С. И. Щукина Екатерина Сергеевна Келлер с семьей, С ноября 1918 года Е. С. Келлер занимала должность хранителя галереи отца, на которую спустя несколько месяцев будет назначен Лобанов.

Июнь 1922 — открытие второй выставки «АХРР» в Москве (Выставка этюдов, эскизов, рисунков и графики из жизни и быта Рабоче-Крестьянской Красной Армии) в Музее изящных искусств. Лобанов экспонирует два произведения. Знакомится с художником Николаем Ульяновым. Приглашен Ульяновым участвовать в выставках СРХ, но советом объединения кандидатура Лобанова отвергнута. Вместе с членами АХРР делает зарисовки в Авиапарке на Ходынском поле в Москве.

Ноябрь 1922 — по распоряжению Музейного отдела Наркомпроса РСФСР С. И. Лобанов назначен старшим хранителем Первого (Щукинского) отделения и заместителем заведующего Первого и Второго ГМНЗЖ. Директором Первого и Второго отделения ГМНЗЖ назначен Б. Н. Терновец.

Март 1923 — назначен заведующим Первым (Щукинским) отделением и заместителем директора Первого Государственного музея новой западной живописи; член созданного при музее ученого совета и ученый секретарь. Делает зарисовки «за кулисами» Малого театра. Участвует в выставке русского искусства в Амстердаме.

Декабрь 1923 — вступает в члены общества «Жар-Цвет» (1923−1929), учрежденного по инициативе художника Владимира Кандаурова; в числе учредителей также К. Ф. Богаевский, близкий друг Лобанова.

Январь-февраль 1924 — участвует в шестой выставке «АХРР» в Москве (Революция, быт и труд).

Март 1924 — последняя выставка «Бубнового валета» (организована Российским Обществом Красного Креста). Комиссия по перерегистрации АХРР принимает решение исключить из числа своих членов ряд художников, «как чуждых идеологии АХХР и общей товарищеской жизни. Исключить как людей бездеятельных, являющихся лишним балластом организации не отвечающих идеологически Лобанова, Родионова, Максимова, Вышеславцева».

Участвует в первой выставке объединения «Жар-Цвет».

1924−1925 — Пишет пейзажи. Работает в Большом театре. Исполняет триста рисунков на балетные темы.

1925 — выход книги С. И. Лобанова «Поленов и Левитан» в серии монографий под редакцией П. П. Муратова.

В апреле-мае участвует в первой выставке общества «4 искусства», созданного по инициативе участников выставок «Мир искусства» и «Голубая роза». Осенью едет в Крым. Бахчисарай — Алупка, Чурук-Су, дорога в Салачих — Бахчисарай. Работает в Крыму с К. Ф. Богаевским (в это же время в Крыму также работает И. Машков).

Участвует во второй выставке общества «Жар-Цвет» и в выставке общества «Московские живописцы» (образовано бывшими бубнововалетцами, объединившимися с молодежью из числа их учеников и последователей).

1926 — назначен хранителем (двух отделений) и заместителем заведующего отделом ГМНЗИ. Летом живет и работает в Феодосии.

Персональная выставка в Казанском Центральном музее Татарской АССР. К выставке издан небольшой каталог со статьями К. А. Зелениной о творчестве С. И. Лобанова и Н. Г. Машковцева. Участвует в выставке общества «4 искусства».

Ноябрь. 1927 — назначен хранителем ГМНЗИ и заместителем директора. Участвует в выставке Общества московских художников (?) и выставке советского искусства в Токио. Журнал «Красная нива» называет Лобанова (вместе с Богаевским и Кандауровым) «наиболее европейским» среди художников объединения, отмечая, что своей декоративностью он близок художникам из группы «4 искусства». Критик Алексей Федоров-Давыдов в обзоре «Художественная жизнь Москвы», опубликованном в журнале «Печать и революция», замечает, что «"Жар-цвет» медленно, но верно сохнет. крымские пейзажи С. И. Лобанова — это все-таки искусство, хотя и камерное, хотя и вчерашнее». Статью иллюстрирует картина «На реке Чурук-Су». Работает над каталогом выставки К. П. Богаевского в Казани — центральной фигуры общества «Жар-Цвет». Посещает Прилепы. Участвует в 3-й выставке картин современных русских художников в Феодосии. Делает наброски за кулисами Большого и Малого театров. В Москве открываются выставки, приуроченные к 10-летию Октября. В Государственной Третьяковской галерее — «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции». Часть работ, в том числе и Лобанова, приобретена ГТГ. Участвует во Второй выставке графики, устроенной Ассоциацией графиков при доме печати.

Март 1928 — решение передать особняк С. И. Щукина под экспозицию Музея фарфора Лобанов называет «капитуляцией щукинского отдела». Слияние Первого и Второго музея в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) в едином помещении. Директром ГМНЗИ назначен Б. Н. Терновец. Лобанов переведен на работу в ГМНЗИ. Вместе с Лобановым из Щукинского филиала на работу переходят К. А. Зеленина, Е. К. Рылова и Т. А. Боровая [Татьяна Алексеевна Боровая (1899−1970), специалист по французскому искусству конца XIX — начала ХХ века; с 1926 года сотрудник ГМНЗЖ, с 1939 — хранитель живописи и скульптуры ГМНЗИ, с 1940 — главный хранитель. С 1948 года и до конца жизни проработала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, куда передала архив А.С. Лобанова]. Участвует в выставке «4 искусства», выставке в Венеции и в четвертой выставке общества «Жар-Цвет». Едет в Крым по командировке Наркомпроса РСФСР. Вместе с Татьяной Боровой живет на даче у Максимилиана Волошина в Коктебеле. Участвует в 4-й выставке картин современных русских художников в Феодосии. Пишет письмо в рабочую бригаду РКИ на имя тов. Писарева, протестуя против задуманного слияния ГТГ и ГМНЗИ в единый «комбинат».

Ноябрь-декабрь 1928. Начало вывоза бывшей коллекции С. И. Щукина со Знаменки в бывший особняк И. А. Морозова (ул. Кропоткинcкая, 21).

1929 — Лобанов делает наброски зверей (1928−1930). Участвует в пятой и последней выставке общества «Жар-Цвет».

Декабрь 1929 — завершает работу над созданием новой экспозиции ГМНЗИ. Объединенные в общем помещении две выдающиеся коллекции представлены по «историко-художественному принципу».

Апрель 1930 — — С. А. Лобанов назначен ученым секретарем ГМНЗИ. Начало регулярных обменов картинами между ГМНЗИ и Эрмитажем.

1932 — участвует в выставке «15 лет советского графического искусства» (последнее участие Лобанова в выставках).

Июнь 1934 — Лобанов пишет директору о тяжелом финансовом состоянии музея, отмечая, что «нет никаких средств» на пополнение музейной библиотеки. Делает зарисовки в театре.

Март 1935 — просит разрешения предоставить ему три рабочих дня в пятидневку. Свою просьбу мотивирует тем, что ему «абсолютно необходим» дополнительный заработок, а также требуется продолжать «работать по специальности как художнику-живописцу для поддержания квалификации».

Июль-август 1935. Едет в Ленинград с целью изучения художественных собраний и пригородных дворцов-музеев. С. И. Лобанову присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.

Январь 1936 — в Париже на 82-м году жизни умирает коллекционер Сергей Иванович Щукин. Начало борьбы с формализмом в советском искусстве. Все активнее становятся нападки на ГМНЗИ. Все изобразительное искусство, начиная с импрессионизма, объявлено формалистическим.

Июль 1936. С. И. Лобанов просит освободить его от занимаемой должности ученого секретаря ГМНЗИ по собственному желанию в связи с болезнью. Пишет пушкинские места. Делает зарисовки стадиона «Динамо» в Москве. Работает над открытками «Подмосковные места» по договору с издательством «Искусство».

1937 — ходатайствует о получении персональной пенсии. Ходатайство Лобанова подписывают известные художники.

1939−1940 (?) — делает зарисовки спектаклей «Собака на сене», «Ромео и Джульетта».

1942 — скончался в Москве.

Читать дальше

HELP